Можно составить перечень (список) тех проявлений нашей этой горячей проблемы (конкретной темы для проработки), которые по ощущениям, собственно и складывают саму проблему. Можно выписывать все проявления, исходя из знаний о компонентах переживаний (картинки-сюжеты, телесные ощущения, эмоции, вербалика, запахи, вкусы, звуки).
Можно нарисовать круг и разделить его на сектора, в которых пишем названия составляющих курение, факторов, что также наглядно будет демонстрировать нам, из чего же состоит вся эта проблема.
Этим мы, как бы, отмечаем пространство для нашей работы и разделяем глобальную проблему на более простые факторы, с которыми работаем отдельно в каждой сессии. Для одного фактора – одна сессия, особенно в первые разы проработки. Это как в спорте: сначала работаем с более лёгкими препятствиями, только поступательно переходя на более тяжёлые. Если конечно несколько факторов «сидят вместе», то прорабатываем эту совокупность (например: когда мне становится лень заниматься учёбой, я всегда ложусь смотреть телевизор.). Тут лень увязывается с телевизором. Телевизор выступает в роли ублажителя.
|
|
Обнаружение факторов, составляющих проблему может быть длительным процессом и они могут выявляться по ходу работы. Просто выписываем их, дополняя список и в последующих сессиях обрабатываем.
Итак выбираем свободное время, отключаем все средства связи на время сессии, садимся поудобнее и составляем первоначальный список факторов – то, что выявляется сразу без усилий.
Можно для облегчения процесса задавать себе вопрос:
«Лень для меня, это что?»… или «Когда я ленюсь заниматься обучением, что я замечаю об этом?»
И выписываем то, что первое приходит на рассмотрение.
1. Это наступает такая прибитость и расслабленность
«И что ещё для меня лень?» или «Когда я ленюсь, что я ещё замечаю об этом?»
2. Не хочется напрягаться
«И что ещё для меня лень?» или «Когда я ленюсь, что я ещё замечаю об этом?»
3. Хочется лечь на диван.. взять бутылочку пива и смотреть телевизор
«И что ещё для меня лень?» или «Когда я ленюсь, что я замечаю об этом?»
4. Да потому, что всё бессмысленно
И так далее до исчерпания ответов
Можно добавить вопросы:
«А перед тем, как наступает эта лень обучаться, что происходит со мной?»
5. Ну мне говорят, что я должен делать
«А перед тем, как наступает эта лень обучаться, что ещё происходит со мной?»
6. О вспомнилось событие. Когда я в школе учился в классе 5 я захотел научиться играть на пианино. Пошёл в музыкальную студию и начал учиться. Было интересно и здорово… начало получаться. А потом мне родители сказали, что больше я не пойду на эти занятия.. нечего мол заниматься глупостями – учи уроки и седи дома. Ничего у тебя всё равно не получиться с этой музыкой дурацкой.
|
|
И всё. После этого я потерял всякое желание стремиться к новым целям… Да и ненавижу, когда меня кто-то заставляет что-то делать…
«И что я замечаю об этой потере стремления к новым целям?».
Ну это то. Что никто не поддерживает, а наоборот мешают. И мои близкие люди хотят, чтобы я делал то, что им нужно, а не мне.
Так продолжаем до тех пор, пока не иссякнут вполне конкретные уникальные ответы.
Можно задать ещё такой вопрос:
«Когда я хочу чтобы пропала лень, от чего конкретно я хочу освободиться больше всего?»
Или: «Что конкретно мне не нравиться в этой лени больше всего?
7. То, что я зависим от этой лени. Она сильнее меня и мной руководит.
«Что ещё, конкретно, мне не нравиться в этой лени?»
8. Когда я ленюсь, я тупею. Внимание расплывается…И чувствую себя ничтожеством.
«Когда я хочу чтобы пропала лень, от чего конкретно я хочу освободиться больше всего?»
Или: «Что конкретно мне не нравиться в этой лени больше всего?
9. Это тормозит меня по жизни. Если конкретно – это моя неудачливость.
10. Это моя скука.
Это я показал просто пример, как было бы правильно выявлять факторы. Если вы на каком-то этапе больше не находите ответов. То переходите к Части 3: шагу 2.
Если у Вас получается выявлять факторы, составляющие данную проблему без наводящих вопросов, делайте без них. Они будут на всякий случай. Их можно задавать в любом порядке.
Вот список вспомогательных вопросов для выявления факторов лени:
· «Лень для меня, это что?»… или «Когда я ленюсь, что я замечаю об этом?»
· «И что ещё для меня лень?» или «Когда я ленюсь, что я ещё замечаю об этом?»
· «А перед тем, как я ленюсь, что происходит со мной?»
· «А перед тем, как я ленюсь, что ещё происходит со мной?»
· «И что я замечаю об этом (здесь вставляем ключевое слово, конкретизирующее фактор)?».
· «Когда я хочу освободиться от лени, от чего конкретно я хочу освободиться больше всего?»
· «Что конкретно мне не нравиться в лени больше всего?
· «Что ещё, конкретно, мне не нравиться в лени?»
· «Когда я хочу освободиться от лени, от чего ещё конкретно я хочу освободиться?»
В самом процессе проработки также могут всплывать дополнительные факторы, которые нужно просто записывать в наш список и прорабатывать уже в другой (отдельной) сессии.
К факторам также могут относится наши личные характеристики и черты характера (например: неуравновешенность, депрессивность, податливость и т.д.), сама роль лентяя, сама привычка валяться на диване, цель, принятая когда-то давно: ничего не делать.
Запомните правило:
Факторы должны быть не придуманными, а именно реально Вашими, это должны быть именно КОНКРЕТНЫЕ явления в Вашей жизни, которые составляют именно ВАШУ проблему.
Не нужно рассуждать на тему того, как это бывает у других, относится ли тот или иной фактор к этой теме или нет. ИМЕННО то что есть в Вашем конкретном случае – есть Ваши факторы. И не нужно задумываться, что у других или, что вообще может быть или бывает при курении.