Официальные акты высших судебных органов

Постановление Пленума ВАС РФ № 11 от 9.12.02 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 2.

Постановление Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.03 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 3.

Постановление Пленума ВАС РФ № 16 от 31.07.03 г. «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно - кассовых машин» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - № 6. - 2004.

Постановление Пленума ВАС РФ № 10 от 2.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. - № 8. - 2004.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 6.

Основная литература

Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. - М.: Зерцало, 2004. - 352 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Краткие учебные курсы юридических наук. / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2004. - 320 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник для вузов. / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2004. - 768 с.

Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. Учебник. / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2005. - 480 с.

Конин Н. М. Административное право России. Курс лекций./ Н. М. Конин - М.: ЮристЪ, 2004. - 560 с.

Сальников В. П. Административное право. Общая часть. / В. П. Сальников. - Санкт - Петербург: Михайлова, 2000. - 256 с.

Стахов А. И. Иванов В. П. Административная ответственность. / А. И. Стахов, В. П. Иванов. - Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2006. - 111 с.

Хамашева Н. Ю. Административное право Российской Федерации. / Н. Ю. Хамашева. - М.: ЮристЪ, 2004. 556 с.

Дополнительная литература

Агапов А. Б. Административное право. Учебник. Четвертое изд., перераб. и дополн. - М.: Дашков и К, 2006. - 984 с.*

Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Учебник./ А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий - М.: Зерцало, 2004. - 352 с.

Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2005. - 480 с.

Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Юридическая ответственность. / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. - М.: Альфа - М, 2005. - 686 с.*

Конин Н. М. Административное право России. Курс лекций. / Н. М. Конин. - М.: ЮристЪ, 2004. - 560 с.

Попов Л. Л. Административное право: учебник для студ. вузов./ Л. Л. Попов. - М.: ЮристЪ, 2004. - 697 с.*

Попов Л. Л., Студеникина М. С. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы./ Л. Л. Попов., М. С. Студеникина - М.: ЮристЪ, 2004. - 302 с.*

Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе изд., перераб. и дополн. - М.: Тихомирова М. Ю., 2006. - С. 697.*

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях:

Анганзоров О. Личный досмотр. / О. Анганзоров // Законность. - 2005. - № 2. - С. 49 - 50.

Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс. / Д. Н. Бахрах // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 19 - 25.

Бельцов А. Административная ответственность за деятельность без лицензии / А. Бельцов // Законность. - 2005. - № 10. - С. 17 - 18.

Гейвандов Я. А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства / Я. А. Гейвандов // Государство и право. - 2005. - № 9. - С. 44 - 52.

Горохов С. М. Законный представитель юридического лица по делам об административных правонарушениях. / С. М. Горохов // Журнал Российского права. - 2004. - № 6. - С. 132 - 139.

Демин А. А. Административно - правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. / А. А. Демин // Государство и право. - 2005. - № 6. - С. 13 - 19.

Ерш А. В. О некоторых вопросах применения статей 7.1 и 7.10 КоАП РФ. Проблемы соотношения указанных норм с нормами земельного и гражданского кодексов РФ / А. В. Ерш // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 7. - С. 109 - 118.

Жук М. Ответственность предприятий транспорта за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды. / А. В. Ерш // Законность. - 2006. - № 1. - С. 28 - 31.

Калмыкова А. В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно - надзорных органов в условиях административной реформы/ А. В. Калмыкова // Журнал Российского права. - 2004. - № 8. - С. 23 - 33.

Князев С. Д. Административно - правовой статус российских граждан: конституционно- правовые основы реформирования. /С. Д. Князев // Журнал Российского права. - 2004. - № 2. - С. 23 - 29.

Кононов П. И., Машаров И. М. К вопросу о правовых формах административной деятельности. / П. И. Кононов, И. М. Машаров // Журнал Российского права. - 2004. - № 5. - С. 28 - 34.

Кузянин Ю. П., Россинская Е. Р. Проблемы совершенствования правового регулирования производства судебных экспертиз по делам об административных правонарушениях. / Ю. П. Кузянин, Е. Р. Россинская // Журнал российского права. - 2005. - № 10. - С. 72 - 84.

Лагошина Т., Хорьков В. Комиссии по делам несовершеннолетних / Т. Лагошина, В. Хорьков // Законность. - 2005. - № 9. - С. 45 - 47.

Масленников М. Я. Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности: правотворчество и центробежные импровизации. / М. Я. Масленников // Государство и право. – 2005. - № 10. - С. 34 - 41.

Мельникова В. И. Административно - процессуальные нормы: общий обзор. / В. И. Мельникова // Журнал Российского права. - 2004. - № 3. - С. 109 - 112.

Морозова Н. А. Суды как органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях. / Н. А. Морозова // Журнал Российского права. - 2004. - № 4. - С. 41 - 45.

Панкова О. В. Административная ответственность за налоговые преступления: проблема и судебная практика применения КоАП РФ / О. В. Панкова // Журнал Российского права. - 2004. - № 1. - С. 55 - 63.

Руднев А. Квалификация тайного хищения чужого имущества по КоАП и УК. /А. Руднев // Законность. - 2006. - № 1. - С. 44.

Тимофеев Д. Применение Главы 12 КоАП РФ. / Д. Тимофеев // Законность». - 2005. - № 9. - С. 49 - 51.

Ядынин Ю. Уголовная и административная ответственность за хищение. / Ю. Ядынин // Законность. - 2006. - № 1. - С. 45.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Особенности законодательного регулирования. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательства об административной ответственности.

2. Роль КоАП РФ в установлении общих положений и принципов законодательства об административной ответственности. Значение КоАП РФ для дальнейшего укрепления законности в сфере применения административной ответственности.

3. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Состав административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от преступления. Дискуссионные вопросы характеристики административного правонарушения в науке административного права. Понятия длящихся административных правонарушений. Понятие вины физического лица и вины юридического лица. Формы вины.

4. Виды административной ответственности. Физические лица как субъекты административной ответственности. Особенности статуса отдельных категорий физических лиц. Юридические лица как субъекты административной ответственности.

5. Виды административного наказания. Принципы применения мер административной ответственности. Особенности применения отдельных видов наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

6. Давность привлечения к административной ответственности. Давность административной наказанности.

7. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на политические, трудовые и иные права граждан.

8. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан, санитарно–эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

9. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей среды и природопользования.

10. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения в отраслях народного хозяйства.

11. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела.

12. Общая характеристика административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, порядок управления, общественный порядок, общественную и государственную безопасность.

13. Субъекты административной юрисдикции. Общий и специальные статусы субъектов административной юрисдикции.

14. Виды субъектов административной юрисдикции по КоАП РФ. Соотношение их компетенции.

15. Особенности статуса судей как субъектов административной юрисдикции. Распределение подведомственности дел об административных правонарушениях между судьями судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов.

16. Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проблемы законодательного регулирования статуса комиссий как субъектов административной юрисдикции.

17. Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции. Проблемы распределения компетенции между должностными лицами в системе федеральных органов исполнительной власти.

18. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

19. Обстоятельства, исключающие производство по делу административном правонарушении.

20. Общая характеристика правового положения участников производства по делу об административном правонарушении.

21. Статус лица, привлекаемого к административной ответственности.

22. Статус потерпевшего по делу об административном правонарушении.

23. Статус законного представителя физического или юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении.

24. Статус защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, исключающие возможность участия защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении. Порядок отвода и самоотвода.

25. Статус свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика в производстве по делу об административном правонарушении. Проблемы ответственности указанных лиц в связи с участием в производстве по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, исключающие возможность участия эксперта, специалиста и переводчика в производстве по делу об административном правонарушении. Отводы и самоотводы.

26. Формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении.

27. Понятие предмета доказывания; доказательства и их виды в производстве по делу об административном правонарушении. Оценка доказательств.

28. Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, общие принципы их применения. Особенности мер обеспечения, применяемых в отношении физических и юридических лиц.

29. Административное задержание. Условия применения. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. Сроки административного задержания, порядок его оформления.

30. Арест товаров, транспортных и иных вещей. Понятие, особенности применения.

31. Привод физического лица. Основания, порядок оформления Стадии производства по делам об административных правонарушениях, их особенности.

32. Стадия возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Поводы к возбуждению дела. Юридические факты, определяющие момент возбуждения дела и течение установленных КоАП РФ процессуальных сроков.

33. Протокол об административном правонарушении. Требования к содержанию и порядку составления. Компетенция должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях. Сроки составления протокола.

34. Особенности возбуждения прокурором дела об административном правонарушении.

35. Особенности назначения административного наказания без составления протокола.

36. Административное расследование: основания для назначения, порядок оформления, сроки проведения, место проведения.

37. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Ее особенности.

38. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.

39. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Самоотводы и отводы.

40. Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

41. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Ведение протокола. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении.

42. Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание, порядок принятия и оформления. Порядок объявления постановления по делу. Порядок вступления постановления в законную силу.

43. Определение по делу об административном правонарушении: содержание, порядок принятия и оформления.

44. Стадия пересмотра постановления по делу об административном правонарушении. Ее особенности в связи с защитой права физических и юридических лиц на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.

45. Роль суда в обеспечении защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях.

46. Разграничение подведомственности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Проблемы и пути их решения.

47. Общие и специальные правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Проблемы соотношения норм КоАП РФ, ГПК РФ и АПК РФ.

48. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Сравнительный анализ норм КоАП РФ, АПК РФ и ГПК РФ.

49. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Решение вопроса о возможности восстановления пропущенного срока.

50. Сроки рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

51. Порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Сравнительный анализ норм КоАП РФ, АПК РФ и ГПК РФ.

52. Общие требования, предъявляемые к решению по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

53. Проблемы пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

54. Общие положения, определяющие условия и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

55. Отсрочка и рассрочка исполнения; приостановление исполнения; прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания.

56. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

57. Особенности исполнения отдельных видов административных наказаний. Нормы КоАП РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов по вопросам организации исполнения отдельных видов административных наказаний.


Приложение

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2002 г. N 726

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА

1. Настоящее Положение определяет порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуются - арестованные).

2. Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее именуются - специальные приемники).

3. Арестованные доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание.

4. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.

6. Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

7. В специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

8. Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.

9. Медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

10. Порядок обеспечения арестованных питанием устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации.

11. Во время содержания в специальном приемнике арестованным разрешается получать передачи.

Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

12. Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.

13. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

14. Арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации.

15. Арестованным при освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2002 г. N 930

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

ЛИЦА, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ,

И ОФОРМЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

ПРАВИЛА

МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ

ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ

СРЕДСТВОМ, И ОФОРМЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее именуются соответственно - медицинское освидетельствование, водитель транспортного средства), а также порядок оформления его результатов.

2. Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

3. Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

5. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

6. Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

7. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

8. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

9. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

10. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

11. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

12. В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.

Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: