Система налоговых органов Российской Федерации

В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих кон­троль в зависимости от территориальной принадлежности нало­гоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции стро­ят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его от­раслевой принадлежности.

Таким образом, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного в области налогов и сборов, и его территориальных ор­ганов.

Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» дано следующее определение налоговым органам: налоговые органы Российской Федерации единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильнос­тью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соот­ветствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностъю исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, - установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов.

Из определения следует, что главными задачами органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и насто­ящим Законом.

Поставленные перед налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и орга­нами местного самоуправления. Законодательством предусмот­рено, что практическую помощь работникам налоговых орга­нов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны ока­зывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

На всех трех уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми орга­нами в процессе их деятельности.

Руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата — департаментов и управлений. При определении состава внутрен­них подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особеннос­тей налогового администрирования важнейших налогов или ка­тегорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых про­цедур налогового администрирования (принцип функциональ­ности) и др.

В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов создаются межрегиональные, межрайонные, отраслевые и специальные инспекции, которые позволяют противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов финансово-промышленных групп) вертикально интегрированное налоговое администрирование. Это усиливает налоговый контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими.

На федеральном уровне создаются межрегиональные инспекции двух видов:

1) специализированные по отраслям экономики и

2) по федеральным округам.

По своему статусу межрегиональные ин­спекции (МРИ ФНС) занимают промежуточное положение меж­ду Федеральной налоговой службой и территориальными управ­лениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие уп­равленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ ФНС присутствуют эле­менты работы территориальных инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимо­действие с конкретными налогоплательщиками, в том числе про­ведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их веде­нию.

В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщи­ки —- организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следу­ющие функции:

а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России федеральному законодательству;

б) контроль за управлениями по республикам, краям и облас­тям, расположенным в федеральном округе, в том числе за вы­полнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;

в) проведение налоговых проверок крупнейших по федераль­ному округу налогоплательщиков.

К числу крупнейших налогоплательщиков относят организа­ции, имеющие начисленные налоги и сборы от 500 млн до 1 млрд. руб., или имеющие выручку от реализации от 6 млрд до 10 млрд. руб., или активы баланса от 7 млрд до 10 млрд руб.

К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) отно­сятся: УФНС России по республикам, УФНС РФ по краям (облас­тям), УФНС России по административным (национальным) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москвеи Санкт-Петербургу. Их ос­новные задачи:

- контроль за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ;

- обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

- контроль за деятельностью нижестоящих инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.

УФНС Р оссии по субъектам РФ утверждают состав и виды меж­районных специализированных инспекций. Их направленность за­висит от экономики региона и ее ориентации.

Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соот­ветствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспек­ции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфи­ческими для региона крупными налогоплательщиками. К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет котрых составляют от 75 млн до 500 млн руб., или выручка от реализации товаров т, услуг) — от 1 млрд до 6 млрд руб.

Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразова­ния были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции. Программа развития налоговых органов предусматривает преобразование структуры налоговой инспекции в единую по всей России, понятную налогоплательщику и в то же время позволяющую эффективно использовать новые технологии налогового администрирования. ФНС России разработала типовую структуру территориальной инспекции, предусматривающую функциональный принцип налогового администрирования.

В этой структуре имеются четыре блока, в каждом из которых несколько отделов:

Первый блок общего обеспечения, в его состав входят финансовый, юридический, общий, работы с персоналом, хозяйственный.

Второй блок - информационно-аналитической работы, в него включены отделы автоматизации и информационных систем, системного и технического обеспечения, ввода данных, анализа и налоговой статистики.

Третий блок работа с налогоплательщиками, он включает отделы учета налогоплательщиков, приема налоговой отчетнос­ти, информирования налогоплательщиков.

Четвертый блок контрольной работы. Важнейшими в этом блоке являются отдел контроля налогообложения физических лиц и отдел налогообложения юридических лиц. В отделе контроля имеются подотделы: налогообложения доходов физических лиц, выездных проверок, единого социального налога, местных и про­чих налогов с физических лиц. В отделе налогообложения юриди­ческих лиц предусмотрены подотделы: камерального контроля юридических лиц, планирования выездных проверок, выездных проверок юридических лиц. К четвертому блоку отнесены также отделы: взыскания задолженности юридических лиц; контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции; контроля приме­нения контрольно-кассовых машин.

Безусловно, применение та­кой типовой структуры на практике зависит от специфических условий регионов и их территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: