В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Таким образом, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» дано следующее определение налоговым органам: налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностъю исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, - установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов.
|
|
Из определения следует, что главными задачами органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.
Поставленные перед налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Законодательством предусмотрено, что практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны оказывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
На всех трех уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности.
Руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата — департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.
|
|
В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов создаются межрегиональные, межрайонные, отраслевые и специальные инспекции, которые позволяют противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов финансово-промышленных групп) вертикально интегрированное налоговое администрирование. Это усиливает налоговый контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими.
На федеральном уровне создаются межрегиональные инспекции двух видов:
1) специализированные по отраслям экономики и
2) по федеральным округам.
По своему статусу межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают промежуточное положение между Федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ ФНС присутствуют элементы работы территориальных инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплательщиками, в том числе проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению.
В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщики —- организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следующие функции:
а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России федеральному законодательству;
б) контроль за управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;
в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.
К числу крупнейших налогоплательщиков относят организации, имеющие начисленные налоги и сборы от 500 млн до 1 млрд. руб., или имеющие выручку от реализации от 6 млрд до 10 млрд. руб., или активы баланса от 7 млрд до 10 млрд руб.
К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по республикам, УФНС РФ по краям (областям), УФНС России по административным (национальным) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москвеи Санкт-Петербургу. Их основные задачи:
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ;
- обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
- контроль за деятельностью нижестоящих инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.
УФНС Р оссии по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций. Их направленность зависит от экономики региона и ее ориентации.
Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками. К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет котрых составляют от 75 млн до 500 млн руб., или выручка от реализации товаров т, услуг) — от 1 млрд до 6 млрд руб.
|
|
Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразования были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции. Программа развития налоговых органов предусматривает преобразование структуры налоговой инспекции в единую по всей России, понятную налогоплательщику и в то же время позволяющую эффективно использовать новые технологии налогового администрирования. ФНС России разработала типовую структуру территориальной инспекции, предусматривающую функциональный принцип налогового администрирования.
В этой структуре имеются четыре блока, в каждом из которых несколько отделов:
Первый блок — общего обеспечения, в его состав входят финансовый, юридический, общий, работы с персоналом, хозяйственный.
Второй блок - информационно-аналитической работы, в него включены отделы автоматизации и информационных систем, системного и технического обеспечения, ввода данных, анализа и налоговой статистики.
Третий блок — работа с налогоплательщиками, он включает отделы учета налогоплательщиков, приема налоговой отчетности, информирования налогоплательщиков.
Четвертый блок — контрольной работы. Важнейшими в этом блоке являются отдел контроля налогообложения физических лиц и отдел налогообложения юридических лиц. В отделе контроля имеются подотделы: налогообложения доходов физических лиц, выездных проверок, единого социального налога, местных и прочих налогов с физических лиц. В отделе налогообложения юридических лиц предусмотрены подотделы: камерального контроля юридических лиц, планирования выездных проверок, выездных проверок юридических лиц. К четвертому блоку отнесены также отделы: взыскания задолженности юридических лиц; контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции; контроля применения контрольно-кассовых машин.
|
|
Безусловно, применение такой типовой структуры на практике зависит от специфических условий регионов и их территорий.