Модернизация налоговых органов — основное направление развития системы налогового администрирования

Понятие модернизация означает усовершенствование, работа над повышением эффективности чего-либо, с тем, чтобы оно отвечало современным требованиям.

Основные цели программы развития налоговых органов России:

1) совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов;

2) улучшение обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;

3) повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий и оснащения современными техническими средствами.

Для этого ФНС России осуществляет переход на унифицированные, структуры налоговых органов, ориентированные на рациональное использование трудовых ресурсов за счет специализации по выполняемым функциям.

Процесс модернизации включает следующие элементы:

1) Переход на функциональную типовую структуру налоговых органов.

Типовая функциональная структура призвана:

-обеспечить рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большей специализации по выполняе­мым функциям;

— создать условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информацией технологий;

— упорядочить работу внутри налогового органа;

— кардинально перестроить взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами.

2) Внедрение программного комплекса «Система ЭОД (электронной обработки данных)».

3) Внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщи­ками:

- создание операционных залов, переход на бесконтакт­ные формы взаимодействия (подача деклараций в электронном виде,

- запросы, ответы

- электронные акты сверки,

- ввод всех данных в информационный единый центр налогового органа, включая преобразование, изменение данных. То здесь будущее принадлежит районным инспекциям по централизованной обработке данных по субъектам РФ (ЦОДам).

4) для улучшения предпринимательского климата в стране необходимо устранить административные барьеры для бизнеса, в том числе упростить процедуру регистрации юридических лиц и инд. Предпримателей.

Для этого создана система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 2002г. На Министерство налоговой службы РФ была возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации юридических лиц. С 2004г. – индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет ведение единых государственных реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и одновременно учет налогоплательщиков.

Цели:

- Функция по государственной регистрации исключает возможность появления среди участников экономичес­ких отношений лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.

- С целью сокращения временных и финансовых издержек юри­дических и физических лиц при их регистрации в работу налого­вых органов повсеместно внедряется технология одного окна. Это позволяет налоговым органам передавать сведения о государствен­ной регистрации налогоплательщиков внебюджетным фондам, ко­торые в соответствии с действующим законодательством также осуществляют постановку на учет.

5) Создание автоматизированного бан­и данных с использованием информационных ресурсов внешних ис­точников. В настоящее время налоговыми органами заключаются межведомственные соглашения, пре­дусматривающие электрон­ный обмен информацией с органами МВД России, Минюстом России, Минимуществом (получение так называемой косвенной информации для проведения налоговых проверок). При обмене информацией ис­пользуется электронная цифровая подпись (ЭЦП).

6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.

Предус­матривает предоставление налогоплательщикам разнообразных по формам и средствам информационно-разъяснительных услуг, со­здающих благоприятные условия для выполнения ими налоговых обязательств.

- На всех уровнях налоговой системы в настоящее время созда­ны специальные отделы по работе с налогоплательщи­и;

- Открыты специализированные оперзалы для работы с налогоплательщиками что позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и обеспечивает комфортные условия для налогоплательщиков;

- интенсивно внедряются бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками.

- Проведена большая работа по возможности получения информации по Интернету.

- проведена модернизация и информационное наполнение серверов ФНС и управлений ФНС России субъектам РФ.

7) Понятно, что для решения всех этих задач необходимо решить проблему по подготовке персонала налоговых органов.

Подготовка к работе с применением современных программных средств требует обучения практически всех работников налоговых органов, непосредственно участвующих в процессах налогового администрирования, она включает:

— массовое обучение руководителей, рядовых работников налоговой службы, технологов, системных администраторов;

— создание учебных классов;

— изучение сотрудниками инструкций на рабочие места;

— аттестация сотрудников; и т.д.

Все изложенные выше меры модернизации налоговых органов направлены на:

-сокращение налого­вых правонарушений;

-увеличение экономической эффективнос­ти;

-устранение причин, создающих условия для коррупции;

- уси­ление оперативной реакции государственных органов власти на допущенные правонарушения.

Стратегия налогового администрирования в настоящее время направлена на снижение возможностей для уклонения от налогообложения повышение собираемости налогов и сборов на основе их добровольной уплаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow