Структура и задачи подразделений налогового аудита

Для решения вышеуказанных проблем Центральным аппаратом ФНС России в сентябре 2006 года была разработана и утверждена Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации (далее – Концепция). Она определила основные цели задачи и направления развития налогового аудита в системе налоговых органов.

Согласно Концепции было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство.

В подразделения налогового аудита вошли:

- Управление налогового аудита Федеральной налоговой службы (в настоящее время административное управление);

- отделы налогового аудита управлений ФНС по субъектам Российской Федерации;

- отделы налогового аудита межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- отделы налогового аудита или группы налогового аудита (специалисты налогового аудита в составе иных отделов) инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня.

Основной целью создания подразделений налогового аудита является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.

Основные задачи:

1) создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

2) обеспечение условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;

3) информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

4) анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению в случаях, когда в основе возникновения налоговых споров лежат не противоправные действия налогоплательщиков;

5) создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

В результате работ подразделения налогового аудита Концепцией был запланирован ряд позитивных изменений в сфере налогового администрирования:

1) возрастание ответственности налоговых органов за принятие решений, соответствующих закону;

2) повышение прозрачности деятельности налоговых органов;

3) обеспечение качества правосудия;

4) доступность правосудия, так как досудебная процедура является, для налогоплательщика бесплатной;

5) повышение уровня защиты интересов граждан как налогоплательщиков;

6) устранение в короткие сроки нарушения прав, которые могут быть допущены незаконным актом.

Концепция предполагает тесную связь подразделений налогового аудита с другими подразделениями налоговых органов, осуществляющими налоговый контроль и контроль за работой нижестоящих налоговых органов. Эта взаимосвязь основана на следующем.

1. Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию осуществленных контрольных мероприятий – вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.

При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены (выездная налоговая проверка, камеральная, осуществлен контроль платежной дисциплины, своевременности представления налоговой декларации и т.п.), важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения (объяснения) плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. По итогам работы подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

Заключение предназначено для внутреннего использования и является документом, призванным обеспечить руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы проверки, независимым мнением для вынесения законного и обоснованного решения.

Таким образом, выделенные в отдельный функциональный блок подразделения налогового аудита призваны повысить качественный уровень контрольной работы.

2. Подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов через сообщения и заявления налогоплательщиков.

В настоящее время в названии подразделений налоговых органов, занимающихся досудебным урегулированием, присутствует слово «аудит». Известно, что аналогичное слово есть и в названии подразделений, осуществляющих непосредственный контроль за работой налоговых органов, таких как подразделения внутреннего аудита.

Это два направления решения одних и тех же задач – повышения качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов. Только в случае проведения внутреннего аудита недочеты выявляются в ходе проведения ревизионных мероприятий, а в случае осуществления налогового аудита информация о недостатках работы налоговых органов поступает от физических и юридических лиц.

Подразделение налогового аудита, осуществляя процедуру по рассмотрению заявлений или сообщений налогоплательщика, оценивают на предмет законности и обоснованности обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, подготавливают решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа об отмене акта нижестоящего налогового органа и назначении дополнительной проверки или отмене решения и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении; об изменении решения или вынесении нового решение, то есть принимают меры для восстановления законности и обоснованности.

Кроме этого, анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в налоговых правоотношениях, обобщение результатов разбирательства по заявленным фактам нарушения их прав, позволяют своевременно информировать руководящий состав налоговых органов о наличии проблем в практике применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: