double arrow

Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

В ходе налоговых проверок для получения свидетельств о про­изведенных правонарушениях налоговый орган вправе также осу­ществлять следующие действия:

— проводить осмотр помещений, документов и предметов;

— проводить экспертизу с привлечением экспертов и специа­листов;

— проводить инвентаризацию имущества налогоплательщиков.

Дадим характеристику перечисленных процедур.

Осмотр помещений. Налоговые органы вправе осматривать лю­бые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории.

В соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр помещения в обяза­тельном порядке должен производиться в присутствии не менее чем двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Работники налоговых органов не могут участвовать в осмотре в качестве по­нятых. При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в от­ношении которого производятся данные действия (его предста­витель), и специалисты. Специалист в отличие от эксперта при­пекается для определенных действий, например для оценки изымаемого имущества. Со специалистом заключается договор.

В качестве представителей могут выступать лица, которые со, ответствуют требованиям, изложенным в гл. 4 НК РФ. Общие требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены в ст. 99 НК РФ. Данная статья содержит следующие требования: протокол должен быть составлен только на русском языке и содержать не­обходимую информацию. К такой информации относятся:

— место и дата производства конкретного действия;

— время начала и окончания действия;

— должность, фамилия, имя, отчество липа, составившего про­токол;

— фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в дей­ствии или присутствовавшего при его проведении;

— адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли лицо, участво­вавшее в действии, русским языком;

— содержание действия, последовательность его проведения;

— выявленные при производстве действия существенные фак­ты и обстоятельства.

Протокол подписывают все лица, участвующие в осмотре. К про­токолу прилагаются фотографические снимки и негативы, кинолен­ты, видеозаписи и другие материалы.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру отдельных помещений (кроме жилых помещений) и территорий ими составляется акт, в котором фикси­руется факт воспрепятствования доступу. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогопла­тельщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что долж­ностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать у налогоплательщика или иного обязанного лица доку­менты, которые могут свидетельствовать о совершении налого­вых правонарушений, но только при условии, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.

Документы у налогоплательщика изымаются только на основа­нии письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) налогового органа. Решение об изъятии должно быть мотивированным, т. е. в своем решении налоговый инспектор должен обосновать, почему он считает, что тот или иной документ будет сохраннее именно в налоговом органе, а не у налогоплательщика.

Документы изымаются только в присутствии понятых и пред­ставителей налогоплательщика. Налогоплательщик может сделать соответствующие замечания, которые должны быть обязательно занесены в протокол. До начала выемки проводящий ее налого­вый инспектор предъявляет постановление о производстве выем­ки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Преж­де всего, налоговый инспектор предлагает лицу, у которого про­изводится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. При отказе это сделать налоговый инспектор вправе вскрыть по­мещения или иные места, где могут находиться подлежащие вы­емке документы и предметы. Должностное лицо налогового орга­на может сделать это самостоятельно, избегая не вызываемых не­обходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выем­ки документов:

— не допускается производство выемки документов и предме­тов в ночное время;

— не подлежат изъятию документы и предметы, не относящие­ся к предмету налоговой проверки.

Все указанные действия фиксируются в протоколе.

Привлечение экспертов. Подпункт 12 п.1 ст. 31 НК РФ преду­смотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового кон­троля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эк­сперта производится в соответствии с установленным порядком.

Эксперт — это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях на­логообложения. Экспертиза назначается постановлением должно­стного лица налогового органа, осуществляющего налоговую про­верку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК рф. о совершении указанных действий в обязательном по­рядке составляется протокол.

Согласно п. 7 ст. 95 Н К РФ проверяемое лицо вправе:

- заявить отвод эксперту;

— просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту.

— знакомиться с заключением эксперта.

Заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщика или налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать проведе­ния дополнительной экспертизы (в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной экспертизы (в случае необосно­ванности заключения эксперта или сомнений в его правильности).

В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заве­домо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.

Инвентаризация имущества налогоплательщика.

Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвента­ризации имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Согласно ст. 89 Н К РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяс­нения других существенных обстоятельств в ходе проведения вы­ездной налоговой проверки.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплатель­щика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.

Основной целью инвентаризации является выявление факти­ческого наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества нало­гоплательщика (организации и индивидуального предпринимате­ля, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, со­ставе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по местонахождению налогоплательщика, а также по местонахождению принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

К имуществу налогоплательщика относятся: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производствен­ные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денеж­ные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы независимо от их местонахождения.

Необходимо отметить, что проверка фактического наличия имущества должна производиться с обязательным участием долж­ностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. При этом материально ответственного лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Каче­ство материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упа­ковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих цен­ностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается на основании обмеров и технических расчетов.

До начала инвентаризации комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отче­там), с указанием «до инвентаризации (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к нача­лу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, заполняемые не менее чем в двух эк­земплярах. Причем инвентаризационные описи могут быть запол­нены как с использован нем средств вычислительной и другой орга­низационной техники, так и ручным способом. Описи заполня­ются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объек­тов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в еди­ницах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных Ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, за­писанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких еди­ницах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные стороны; на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества произведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.

По результатам проведения инвентаризации имущества налого­плательщика составляется ведомость, в которой указываются вы­явленные недостачи и излишки имущества. Ведомость подписыва­ется председателем инвентаризационной комиссии. Результату инвентаризации отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: