Цель: Рассмотреть налоговое право как правовое образование.
План:
- Предмет налогового права РК
- Понятие налогового права РК
- Методы правового регулирования
Предметом налогового права выступают общественные отношения возникающие в процессе осуществления государством налоговой деятельности.
В данном процессе возникают 2 группы налоговых отношений: материальные и организационные.
2. Налоговое право – это совокупность правовых норм, определяющих налоговую структуру государства, устанавливающих его налоговую систему, а также регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств.
В сфере налогового права имеется 3 компонента: 1)налоговая структура, 2) налоговая система, 3)налоговое обязательство.
Налоговая структура – это система государственных органов, осуществляющих от имени государства налоговую деятельность.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных государством.
Налоговое обязательство – одностороннее обязательство плательщика передать государству предмет налогового платежа.
|
|
Налоговое право имеет важное значение в жизни любого общества. Во-первых, с помощью налогов любое государство обеспечивает себя денежными средствами, которые необходимы для своего содержания и финансирования своей деятельности. Во-вторых, налоговое право является главным инструментом проведения налоговой политики государства. В-третьих, налоговое право непосредственно воздействует на жизненный уровень населения. Количество и виды налогов с населения, величина ставок налогов, необлагаемый минимум, его соотношение с прожиточным минимумом – все это влияет на доходы каждого гражданина – налогоплательщика.
Государство не может существовать без денег, которые оно добывает в основном путем установления налогов, оно вынуждено формировать налоговое право, где правовые нормы выступают способом установления налогов. Этим и определяется важность налогового права, которое в итоге является юридической основой финансового обеспечения существования и функционирования государства.
3. Основным методом правового регулирования является императивный метод, который называют односторонне-властным или директивным.
Императивный метод применяемый налоговым правом представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.
Императивный метод характеризуется следующими признаками:
1)предписание государства выражено в форме одностороннего правового акта, носящего нормативный характер,
2)это предписание детально регламентирует поведение сторон,
|
|
3)взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение и порождает конкретное налоговое обязательство,
4)стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства,
5)исполнение налогового обязательства обеспечивается механизмом принуждения реализуемого государством либо через суд, либо в одностороннем порядке,
6) неисполнение налогового обязательства плательщиком влечет его финансово-правовую ответственность, а также административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность должностных лиц налогоплательщика – юридического лица, гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также гражданина выступающего плательщиком налогов с населения,
7)возможность выбора поведения, в том числе на основе соглашения сторон, либо вообще отсутствует, либо касается каких-либо отдельных элементов налога,
8)субъект, представляющий в налоговом правоотношении государство, наделен более широкими правами, чем другой, и обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства, т.е. принудительного исполнения плательщиком налогового обязательства.
Диспозитивный метод правового регулирования (договорной, автономный) – этот метод более мягок в воздействии на поведение субъектов общественного отношения, не столь категоричен и устанавливает лишь общие рамки их поведения.
Случай диспозитивности в регулировании налоговых отношений предусмотрен Законом РК от 28.02.1997 г. «О государственной поддержке прямых инвестиций» в соответствии с которым в силу заключенного контракта между уполномоченным государственным органом и инвестором, последнему могут быть понижены ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество: до 100% на первые пять лет с момента заключения контракта и до 50% на последующие 5 лет.