Основные подходы к истине. Свойства истины. Заблуждение

17.1 гносеологическая трактовка истины; В гносеологическом подходе истина является характеристикой знания, не существующая в отрыве от субъекта.

17.2 онтологическая трактовка истины; В онтологическом подходе истина есть сущность бытия: идеи, существующие автономно от человека, представление о Боге как единственной Истине, априорные формы мышления у И.Канта.

17.3 истина и заблуждение; являются объективными, в определенных условиях переходящими друг в друга противоположностями.Старые истины либо сменяются новыми (классическая механика сменилась квантовой), либо становятся заблуждениями (понятия эфира, теплорода, флогистона, неделимого атома). Заблуждение – объективное содержание знания, не соответствующее действительности. Истина – знание, соответствующее действительности.

17.4 объективность и субъективность истины; Истина объективна по содержанию, т.е. не зависит от произвола субъекта. Это исходное свойство истины. Изменить содержание истины человек не может.Объективность содержания не значит, что истина вообще независима от субъекта. Истина субъективна по форме. Во-первых, истина есть свойство знания, т.е. не существует вне субъекта, в вещах. Во-вторых, познавательные способности субъекта обусловлены уровнем развития общества и его практики.

17.5 относительность и абсолютность истины; Познание есть диалектически противоречивый переход от относительной истины к абсолютной. Диалектика абсолютной и относительной истины характеризует приближение знания к гносеологическому идеалу – полному и завершенному знанию о действительности (абсолютная истина). Абсолютная истина есть также та часть знаний, которая постоянно подтверждается развитием науки и практики, не может быть уточнена или опровергнута. Относительная истина выражает изменчивость знания, его уточнение по мере развития. Относительная истина - неполное, незавершенное, содержащее заблуждения знание о действительности.

17.6 абстрактность и конкретность истины; Диалектика абстрактного и конкретного характеризует приближенность знания к реальности. Категория абстрактного означает односторонность, неполноту воспроизведения реального предмета в мысли. Категория конкретного – воспроизведение мыслью предмета в его конкретной целостности и связях.

Абстрактность истины как принцип означает, что содержание мысли никогда полностью не совпадает с отражаемым предметом. Конкретность истины как принцип означает, что нет истины вообще, не обладающей какими-либо конкретными свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: