Расходы госбюджета

Источники формирования доходов

Основным источником формирования государственного бюджета Украины является ее национальный доход − вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, получаемая за вычетом всех материальных затрат на его производство.

Национальный доход в натурально-вещественном выражении состоит из средств производства и предметов потребления. При этом используются разные методы формирования доходной части государственного бюджета. В Украине большая часть доходной части государственного бюджета состоит из поступлений различных налогов (прямых или косвенных), поступающих от физических и юридических лиц. Эта доля налогов колеблется от 42 до 45% общей доходной части. Поступления от внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования составляют 20-22%; от приватизации имущества государственных предприятий − 12-15%; взносы предприятий и организаций в фонд ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения составляют 13-14%.

Кроме перечисленных, к доходам госбюджета относятся: отчисления на геологоразведочные работы; централизация иностранных инвестиций для целей национальной экономики; средства от продажи военного имущества; различные сборы, пошлины и другие налоговые поступления.

Доходы государственного бюджета:

налоговые (от предприятий и организаций (87—92%), от населения);

неналоговые (пошлины, штрафы, пени, государственные сборы, плата за пользование ресурсами);

доходы от государственной собственности;

займы.

Налоговые доходы распределяются между центральным и местными бюджетами в соответствии со ставками, утвержденными законом о государственном бюджете.

Расходы госбюджета

Расходы госбюджета − это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т. д.

Наиболее крупными являются расходы бюджета на финансирование народного хозяйства, включающее развитие приоритетных отраслей и структурную перестройку экономики (составляют примерно 26-28% всех расходов). В последнее время наметилась тенденция к сокращению объемов бюджетного финансирования затрат по народному хозяйству, связанная со следующими мерами:

• постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;

• отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большому количеству продовольственных товаров в связи с либерализацией цен;

• реализацией программы приватизации государственной собственности и резким сокращением сферы государственной экономики.

Однако по данной статье расходов увеличились затраты на стабилизацию экономики и развитие предпринимательства в виде государственных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Важную роль продолжают играть расходы государства, направленные на поддержку предпринимателей-аграриев. Новый импульс получают расходы по поддержанию и упрочению тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии, но существование которых жизненно важно для всего общества. В условиях рынка появился специфический вид расходов − выделение бюджетных средств на приобретение акций действующих или строящихся предприятий.

Значительные средства из бюджета ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий и науки (12-13%). Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребительские потребности населения в медицинском обслуживании. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону (9-10%). Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. После распада СССР в Украине оставалось 30% военно-промышленного комплекса бывшей страны; приблизительно 80% машиностроительных предприятий были втянуты в производство военной техники. В последние годы были проведены следующие мероприятия, которые позволили Украине облегчить ситуацию, в которой она оказалась, и сократить расходы на оборону:

• Украина объявила себя безъядерной державой;

• ракеты средней дальности были переданы России для уничтожения;

• закрылись оборонные заводы;

• сократилась армия.

Из бюджета финансируются мероприятия и программы по социальной защите населения (11 - 12% расходов бюджета). В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Необходимо увеличивать средства на финансирование комплексных целевых программ по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т. п. Расходы бюджета на выплату социальных пособий − одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения.

В бюджете предусматриваются ассигнования на обеспечение индексации доходов населения в случае повышения уровня инфляции. На государственное регулирование цен, несмотря на рыночный механизм хозяйствования, выделяется примерно 4-5% всех расходов.

На ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы из бюджета выделяется 5-6% средств.

В государственном бюджете также планируются расходы на внешнеэкономическую деятельность хозяйственных субъектов; содержание аппарата управления; субвенции местным бюджетам; создание резерва Кабинета Министров Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: