Ажиотажный спрос

Даты опросов Рейтинг Даты опросов Рейтинг
8–9 января 55 9–10 февраля 57
15–16 января 57 12–13 февраля 54
19–20 января 53 16–17 февраля 53
22–23 января 54 19–20 февраля 55
26–27 января 53 23–24 февраля 53
29–30 января 53 26–27 февраля 54
2–3 февраля 53 1–2 марта 54
5–6 февраля 55 4–5 марта 53

Итоги выборов в Думу, досрочная отставка Б. Ельцина, назначение В. Путина на должность и.о. президента, приобретение в новой Думе полного политического доминирования – все это удерживало в январе – феврале 2000 г. рейтинг В. Путина на уровне, который иначе как "эйфорическим" назвать нельзя.

Этот период можно уподобить появлению на политическом рынке нового символического товара, вызвавшего ажиотажный спрос, своего рода потребительское возбуждение. Подобного рода механизмы хорошо известны для рынков реальных товаров и услуг, но в политике в столь чистом виде они проявляются не часто.

Период президентских выборов

Даты опросов Рейтинг Даты опросов Рейтинг
9–10 марта 46 1–2 апреля 45
11–12 марта 48 8–9 апреля 46
15–16 марта 48 15–16 апреля 47
18–19 марта 44 22–23 апреля 43
22–23 марта 46 29–30 апреля 47
27–28 марта <выборы>    

В период вокруг дня президентских выборов сформировалось устойчивое "путинское большинство", обеспечившее этому кандидату победу в первом туре выборов и сохранившееся до сих пор. По-видимому, в это время ажиотажный спрос спал – как по естественным причинам, так и по необходимости для части граждан России определиться накануне выборов в своих электоральных симпатиях и вернуться к своим политическим кумирам. Это коснулось как сторонников Г. Зюганова, так и сторонников Г. Явлинского.

Сейчас иногда говорят, что выборы 26 марта 2000 г. были "простыми" и "безальтернативными". Это не совсем так. Безусловно, накал борьбы был совсем не тот, что в 1996 г., так как популярность В. Путина создала совершенно новую атмосферу в обществе, но тем не менее в выборах был свой нерв, связанный с вопросом о том, победит ли В. Путин в первом туре. Эта идеологема наполняла содержанием конкуренцию с В. Путиным других претендентов на президентский пост и в какой-то мере "уводила" от В. Путина тех относительно немногочисленных избирателей, которым активно не нравилась предопределенность конечного результата выборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: