Факторы неопределенности модели

Принципиальным моментом при формировании модели голосования является учет факторов неопределенности, присущих социологическим опросам. В связи с этими факторами приходится делать различные предположения, полагаясь на предыдущий опыт выборов.

Фактор "отказники"

В среднем около 20% тех, к кому обращаются интервьюеры, отказываются вступать с ними в контакт. Таким образом, в модельных расчетах следует сделать предположения о том, какая доля этой категории избирателей пойдет на выборы и за кого эти люди отдадут свои голоса.

Специальные исследования показали, что среди "отказников" от 65 до 85% – полностью аполитичные люди, не участвующие в выборах. Основные мотивы их отказов от участия в опросах – "мне это неинтересно", "политикой не интересуюсь" и т. п. Таких людей будем называть "отказники-пассив".

Другая часть "отказников" (от 15 до 35%) не вступает в контакт с интервьюером по совсем другим причинам. Они собираются идти на выборы, чтобы выплеснуть там свое раздражение, свое недовольство. Поэтому их объяснения причин отказа от интервью варьируют от мягкого "выскажусь на избирательном участке" до резких суждений о власти и ее представителях. Таких избирателей будем называть "отказники-про­тес­тан­ты". В 1993 и 1995 гг. заметная доля представителей этой группы голосовала за Жириновского.

Фактор "неискренность"

Определенная часть респондентов, соглашаясь на контакт с интервьюером, испытывает опасения, полагая, что ответы могут стать "где-то" известны. Подобного рода страх связывает немногих людей, но тем не менее от 10 до 25% ответов "буду голосовать за Ельцина" следует относить к этой категории. Для входящих в нее людей ответить что-то другое – значит высказаться "против власти". Опасения такого рода усиливаются в условиях, когда действует психологический пресс предвыборной кампании, и человек чувствует нарастающую уверенность окружающих в победе действующего президента.

Фактор "вербальное и реальное"

При ответе на вопрос: "За кого Вы будете голосовать?" - человек воображает себя на избирательном участке и представляет себе, как производит голосование. Но реальный путь на участок, в отличие от мысленного, требует усилий, которые готов потратить далеко не каждый даже из тех, кто на участке не испытывал бы колебаний.

Поэтому необходимо вводить коэффициент "недоверия" к словам респондентов о намерении участвовать в выборах.

Фактор "неопределившиеся активисты"

Примерно 60% респондентов из числа не знающих, за кого они будут голосовать, сообщают, что пойдут на выборы, и, судя по участию в выборах прошлых лет, часть из них действительно так и поступит. Поэтому либо – при полном отсутствии информации – надо делать предположения о том, как же эти люди поступят на избирательных участках, либо оставлять их в качестве элемента неопределенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: