Одна из ведущих составляющих образа страны – безусловно, информированность людей о ее истории, географии, экономике, политике. Элементарные знания, умение определить местоположение страны на карте – необходимая информационная составляющая формирования географического образа. У значительной части россиян названия зарубежных стран не вызвали никаких ассоциаций. Не способными рефлектировать об этих странах оказались от 16% опрошенных (когда задавался вопрос об Украине) до 55% (когда речь шла о сравнительно малоизвестной Португалии). Особенно это касается жителей сел и малых городов, а также лиц с низким уровнем образования. В среднем по 23 странам процент отказов назвать ассоциации с названием страны составлял 33,9%. Впрочем, у части наших соотечественников, согласившихся ответить на открытый вопрос об ассоциациях, представления о многих зарубежных странах оказались смутными и мифологизированными.
По-видимому, лучший пример – ответ на вопрос, одна ли страна Голландия и Нидерланды или две разные: 42% респондентов заявили, что это две разные страны, 31% затруднились с ответом, и только 28% дали правильный ответ. Отметим, что больше всего доля неправильных ответов была среди "адаптированных оптимистов", считающих, что их материальное положение в последние годы улучшилось или улучшится в ближайшее время, а также среди людей в возрасте от 35 до 50 лет. Среди очевидных географических "ляпов" – убежденность некоторых наших сограждан, что Нидерланды – это "холодная, гористая страна", ассоциации Австрии с "жарой" и "страусами" или с "Олимпийскими играми" и "морем", смешение Швейцарии со Швецией…
Хорошим тестом информированности россиян о зарубежных странах стал простой вопрос, каковы их столицы (табл. 1). В среднем столицы 23 стран знали 49% респондентов. Но этот показатель сильно варьировал как от страны к стране, так и по социальным группам. Наибольшая доля наших сограждан знает, как называется столица Франции (80%), сам образ которой неразрывно связан с Парижем, а также Германии (78%) и Японии (77%). Большинство опрошенных смогли назвать столицы великих держав (Великобритании и Китая), бывших советских республик и союзников СССР в Восточной Европе. Гораздо меньше "повезло" Голландии, столицу которой вспомнили только 17%, Вьетнаму (25%), Ирану (29%). Особый случай – Израиль: 34% респондентов полагают, что его столица – Тель-Авив, и 10% – что Иерусалим.
Таблица 1
Правильные ответы на вопрос о столице страны
по некоторым социально-демографическим группам респондентов, %
| Страны | Все | Возраст, лет | Образование | Тип населенного пункта | |||||||
| 18–35 | стар-ше 50 | ниже среднего | среднее | среднее спец. | высшее | Москва и СПб. | круп-ные города | малые города | село | ||
| Австрия | |||||||||||
| Армения | |||||||||||
| Беларусь | |||||||||||
| Великобритания | |||||||||||
| Вьетнам | |||||||||||
| Германия | |||||||||||
| Голландия | |||||||||||
| Греция | |||||||||||
| Индия | |||||||||||
| Иран | |||||||||||
| Испания | |||||||||||
| Канада | |||||||||||
| Китай | |||||||||||
| Норвегия | |||||||||||
| Польша | |||||||||||
| Португалия | |||||||||||
| Северная Корея | |||||||||||
| США | |||||||||||
| Франция | |||||||||||
| Швеция | |||||||||||
| Южная Корея | |||||||||||
| Япония |
Неудивительно, что доля верных ответов сильно зависела от образования опрошенных. Не менее очевидна зависимость доли правильных ответов от размера населенных пунктов, в которых проживают респонденты (следует оговориться, что знание столиц стран СНГ, Китая и Северной Кореи от этого показателя практически не зависит). Более интересны колебания по возрастным категориям. Молодые респонденты лучше осведомлены о столицах ведущих мировых держав и в целом стран Западной Европы, тогда как люди старше 50 лет лучше знают столицы бывших "братских республик", Китая, Северной Кореи, бывших социалистических стран Европы.
Как оценить эти результаты? С одной стороны, ответ на вопрос о столицах показывает, что от трети до половины взрослого населения страны не интересуются "заграницей" и почти ничего не знают о ней. Стало быть, у этих людей нет и не может быть собственного мнения о внешней политике и геостратегии. Им легче навязать мифологические представления о внешнем мире.
С другой стороны, доля правильных ответов среди наших соотечественников не так уж мала, и знаний из области зарубежной географии у большинства современных россиян, как можно судить по косвенным данным, не меньше, а, возможно, даже больше, чем у жителей наиболее продвинутых западных стран. Помимо формального знания географических фактов у большинства опрошенных наблюдается достаточно высокий субъективный интерес к политике: 62% заявили, что им приходилось обсуждать последствия событий 11 сентября 2001 г.; 69% назвали себя вполне осведомленными о споре России и Японии вокруг Курильских островов, и еще 22% "что-то слышали" об этой проблеме…
Представления россиян о "загранице" разнообразны. Люди подчас видят совершенно по-разному даже государства со сходным уровнем развития и близкой культурой. Классифицировать ответы на открытый вопрос об ассоциациях, вызываемых у респондента названием страны, довольно трудно. Тем не менее можно выделить несколько групп ассоциаций (табл. 2а, 2б). Особенно часто встречается представление о высоком уровне жизни, экономического развития и технологий в западных странах. Наиболее высокий "рейтинг благополучия" имеют, по мнению россиян, США и Голландия. США часто характеризуются как "мировой лидер" и страна с "достойным уровнем жизни". Голландия многим известна в России как страна с высокоразвитым сельским хозяйством и высокими жизненными стандартами. Сходные представления распространены о Великобритании, Германии, Японии, Финляндии, Канаде.
Таблица 2а
Структура образов зарубежных стран
в представлениях российских граждан, %
| Страна | Нет ответа | Ассоциации | ||||||||
| столица | история | география | люди, нац. характер | негатив. эмоции | нейтрал. отношение (другая страна) | позитив. эмоции | бедность, нищета | благосостояние | ||
| Австрия | ||||||||||
| Армения | ||||||||||
| Беларусь | ||||||||||
| Великобритания | ||||||||||
| Вьетнам | ||||||||||
| Германия | ||||||||||
| Голландия | ||||||||||
| Греция | ||||||||||
| Израиль | ||||||||||
| Индия | ||||||||||
| Испания | ||||||||||
| Канада | ||||||||||
| Китай | ||||||||||
| Молдова | ||||||||||
| Норвегия | ||||||||||
| Польша | ||||||||||
| Португалия | ||||||||||
| Северная Корея | ||||||||||
| США | ||||||||||
| Украина | ||||||||||
| Финляндия | ||||||||||
| Франция | ||||||||||
| Япония |
Таблица 2б
Структура образов зарубежных стран
в представлениях российских граждан, %
| Страна | Ассоциации | |||||||
| культура | товары | личный опыт | война, конфликты | бывш. республика СССР | спорт | религиозные ассоциации | общество, государство, полит. события и факторы | |
| Австрия | ||||||||
| Армения | ||||||||
| Беларусь | ||||||||
| Великобритания | 12* | |||||||
| Вьетнам | ||||||||
| Германия | ||||||||
| Голландия | ||||||||
| Греция | ||||||||
| Израиль | ||||||||
| Индия | ||||||||
| Испания | ||||||||
| Канада | ||||||||
| Китай | ||||||||
| Молдова | ||||||||
| Норвегия | 5** | |||||||
| Польша | ||||||||
| Португалия | ||||||||
| Северная Корея | 8*** | |||||||
| США | ||||||||
| Украина | ||||||||
| Финляндия | ||||||||
| Франция | ||||||||
| Япония |
* Королева, принцесса Диана, парламент.
** Спасение "Курска".
*** Проблема воссоединения.






