Ход урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
  Организационный момент. Учитель рассаживает учеников в круг, приветствует их. Переходить к следующему этапу сле­дует только в том случае, если пришли все и, успокоившись, сели слушать.
  Биография К. Льюиса. Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 г. В Ирландии. Первые десять лет его жизни были довольно счастли­выми. Он очень любил брата, очень любил мать и много получил от нее - она учила его языкам (даже латыни) и, что важнее, сумела заложить основы его нравственных правил. Когда ему еще не было десяти, она умерла. Отец, чело­век мрачноватый и неласковый, отдал его в закрытую школу подальше от дома. В 1917 г. Льюис поступил в Оксфорд, но скоро ушел на фронт, во Францию (ведь шла война), был ранен. Вернув­шись в университет, он уже не покидал его до 1954 г., преподавая филологические дисциплины. Курс английской литературы он читал тридцать лет, и так хорошо, что многие студенты слушали его по нескольку раз. Конечно, он печатал статьи, потом книги. В 1954 г. он переехал в Кембридж, ему там дали кафедру, в 1955 г. стал членом Бри­танской академии. В 1963 г. он ушел в отставку по болезни и 22 ноября того же года - умер, в один день с Джо­ном Кеннеди и Олдосом Хаксли.
  Рассказ о сотворении Нарнии. Внимание! В этом уроке не нужно рассказывать о Полли, Дигори и дяде Эндрю! Сегодня необходимо рассказать только о сотворении Нарнии, пропуская при этом упоминания о названных персонажах. Примерный текст изложения материала: «Что-то наконец начало происходить в темноте. Чей-то голос начал петь, так далеко, что невозможно было разобрать, откуда он доносится. Порою казалось, что он струится со всех сторон. Порою мерещилось, что голос исходит из земли. Самые низкие ноты этого голоса были так глубоки, что их могла бы вызвать сама земля. Слов не было. Даже мелодии почти не было. Но никто никогда не слышал таких несравнен­ных звуков. И тут в один миг случилось сразу два чуда. Во-первых, к поющему голосу присоединилось несчетное множество других голосов. Они пели в тон ему, только гораздо выше, в прохладных, звонких, сереб­ристых тонах. Во-вторых, черная тьма над головой вдруг мгновенно осветилась мириадами звезд. Вы знаете, как звезды одна за другой мягко проступают в летний вечер; но здесь было не так, здесь в глу­хой тьме сразу засияли многие тысячи светлых точек - звезды, созвездия, планеты, и все они были ярче и крупнее, чем в нашем мире. Облаков не было. Новые звезды и новые голоса возникли в точности в одно и то же мгновение. И если бы вы были свидетелем этого чуда, то и вы бы подумали, что поют сами звезды и что Первый Голос, густой и глубокий, вызвал их к жизни и пению. Голос на земле звучал все громче, все торжественней, но небесные голоса уже закончили подпевать ему и затихли. И чудеса продолжились. Далеко-далеко, у самого горизонта, небо стало сереть. Подул легкий, очень свежий ветерок. Небо над горизонтом становилось бледнее и бледнее, так что вскоре на его фоне начали проступать очертания гор. Голос все продолжал свое пение. Небо на востоке стало из белого розовым, а потом золотым. Голос звучал все громче и громче, сотря­сая воздух, и когда он достиг небывалой мощи, поднялось солнце. Поднимаясь, оно словно смеялось от радости. Пока еще ничего не росло, и среди земли, воды и камней не было видно ни деревца, ни кустика, ни былинки, хотя разноцветные краски земли, живые и жаркие, веселили сердце. Но тут появился сам Пе­вец. Это был лев. Огромный, лохматый, золотисто-желтый лев стоял лицом к восходящему солнцу, широко раскрыв свою пасть в песне. Но песня изменилась. Расхаживая взад и вперед по этой пустынной земле, лев пел свою новую песню, мягче и нежнее той, что вызвала к жизни звезды и солнце. Лев ходил и пел эту журчащую песню, и вся долина на глазах по­крылась травой, растекавшейся, словно ручей, из-под лап зверя. Волной взбежав на ближние холмы, она вскоре уже заливала подножия дальних гор, и новорожденный мир с каждым мигом становился приветли­вей. Трава шелестела под ветерком, на холмах стали появляться пятна вереска, а в долине какие-то темно-зеленые лужайки. Это были крошечные острые стебельки, они выбрасывали десятки отростков, тут же покрывавшихся зеленью, и каждую секунду увеличивались примерно на сантиметр. Так появлялись деревья. На берегу реки, склонялись ивы, а с другого берега к ним тянулись цветущие ветки сирени, смородины, шиповника, рододендронов. А лев все пел свою песню, все расхаживал взад и вперед величавой поступью. Уже можно было улавливать связь между музыкой и происходящим в этом мире. За миг до того, как появилась темная полоска елей, лев издал несколько глубоких, длинных нот. А когда ноты повыше стали быстро-быстро сменять друг друга, повсюду внезапно зацвели розы. Все вокруг создавал, "придумывал" именно лев. Можно было различить только звуки, издаваемые львом, но вокруг была видна жизнь, которая рождалась от этих звуков. И все это было замечательно и дивно. Лев все еще продолжал свою песню, но она снова изменилась. В ней появилось то, что можно бы назвать мелодией, но при этом сама песня стала куда безудержней, под нее хотелось бежать, прыгать, куда-то карабкаться, громко кричать. Можете ли вы представить, как покрытая травой поляна кипит, словно вода в котле? Пожалуй, лучше я не смогу описать происходившего. Повсюду, куда ни глянь, вспухали кочки самых разных размеров - одни с кротовый холмик, другие - с бочку, две - в целый домик. Кочки эти росли, покуда не лопнули, рассыпая землю во все стороны, и из них стали выходить животные. Кроты, например, вылезли точно так же, как где-нибудь в Англии. Собаки принимались лаять, едва на свет появлялась их голова, и тут же начинали яростно работать лапами и всем телом, словно пробираясь сквозь дыру в заборе. Забавней всего появлялись олени - рога у них высовывались прежде остального тела. Лягушки, появившись близ реки, тут же с кваканьем принялись шлепаться в воду. Пантеры, леопарды и их родичи сразу же стряхивали землю с задних лап, а потом точили когти о деревья. С деревьев струились настоящие водопады птиц. Порхали бабочки. Пчелы поспешили к цветам, как будто у них не было ни одной лишней минуты. А удивительнее всего было, когда лопнул целый холм, произведя нечто вроде небольшого землетрясения, и на свет вылезла покатая спина, большая мудрая голова и четыре ноги в мешковатых штанах. Это был слон. Песню льва почти совсем заглушили мычанье, кряканье, блеянье, рев, рычание, лай, щебет и мяуканье. Животные не боялись этого зверя. И тут лев впервые затих. Теперь он расхаживал среди животных, то и дело подходя к какой-нибудь паре - всегда к паре - и трогая их носы своим. Он выбрал пару бобров, пару леопардов, оленя с оленихой. К некоторым зверям он не подходил вовсе. Но те, кого он выбрал, тут же оставляли своих сородичей и следовали за ним. Когда лев, наконец, остановился, они окружали его широким кругом. А остальные звери понемногу начали разбредаться, и голоса их замолкли в отдалении. Избранные же звери молча смотрели на льва. Никто не шевелился, только из породы кошачьих иногда поводили хвостами. Впервые за весь день наступила полная тишина, нарушаемая только плеском бегущей реки. И постепенно они начали меняться. Те, кто поменьше, - кролики, кроты и прочие - заметно подросли. Самые большие, особенно слоны, стали поскромнее в размерах. Многие звери встали на задние лапы. Многие склонили головы набок, будто пытаясь что-то лучше понять. Лев раскрыл пасть, но вместо звуков издал только долгое, теплое дыхание, которое, казалось, качнуло всех зверей, как ветер качает деревья. Далеко наверху, за пределом голубого неба, скрывавшего звезды, снова раздалось их чистое, холодное, замысловатое пение. А потом не то с неба, не то от самого льва вдруг метнулась никого не обжигая, стремительная огненная вспышка. И послышался небывало низкий и дикий голос: "Нарния, Нарния, Нарния, проснись. Люби. Мысли. Говори. Да будут твои деревья ходить. Да будут твои звери наделены даром речи. Да обретут душу твои потоки". Это, конечно, говорил лев. Из лесу выступили дикие люди - боги и богини деревьев, а с ними фавны, сатиры и карлики. Из реки поднялся речной бог со своими дочерьми-наядами. И все они, вместе со зверями и птицами, отвечали - кто высоким голосом, кто низким, кто густым, кто совсем тоненьким: - Да, Аслан! Мы слышим и повинуемся. Мы любим. Мы думаем. Мы говорим. Мы знаем. - Создания, я дарю вам вас самих, - продолжал Аслан сильным, исполненным счастья голосом. - Я навеки отдаю вам землю этой страны, Нарнии. Я отдаю вам леса, плоды, реки. Я отдаю вам звезды и самого себя. Отдаю вам и обыкновенных зверей, на которых не пал мой выбор. Будьте к ним добры, но не подражайте им, чтобы остаться Говорящими Зверьми. Ибо от них я взял вас, и к ним вы можете вернуться. Избегайте этой участи. - Конечно, Аслан, конечно, - зазвучало множество голосов. "Не бойся!" громко прокричала какая-то галка. Беда в том, что все уже кончили говорить ровно за секунду перед ней, так что слова бедной птицы раздались в полном молчании. А вы, наверное, знаете, как это бывает глупо - в гостях, например. Так что галка настолько засмущалась, что спрятала голову под крыло, словно собираясь заснуть. Что же до остальных зверей, то они принялись издавать всякие странные звуки, означавшие смех - у каждого свой. В нашем мире никто такого не слыхал. Сначала звери пытались унять смех, но Аслан сказал им: - Смейтесь, создания, не бойтесь. Вы уже не прежние бессловесные неразумные твари, и никто вас не заставляет вечно быть серьезными. Шутки, как и справедливость, рождаются вместе с речью. Смех зазвучал в полную силу, так, что даже галка снова собралась с духом и захлопала крыльями. - Аслан! Аслан! Получается, что я первая пошутила? И теперь все и всегда будут об этом знать? - Нет, подружка, - отвечал лев. - Не то что ты первая пошутила. Ты сама и есть первая в мире шутка.
  Рассказ о сотворении Земли. Необходимо рассказать о шести днях творения с использованием наглядных пособий.
  1. Небо, Земля, свет и тьма;
  2. Вода и твердь;
  3. Суша, зелень, деревья;
  4. Солнце, луна, звезды;
  5. Рыбы и птицы;
  6. Животные и человек.
  Проведение параллелей. Как и Нарния, наша Земля была сотворена Творцом. Оба мира были сотворены Словом. Чем отличаются звери говорящие в Нарнии, от бессловесных? (могут Говорить, Мыслить, Любить, Знать) – это всё то, что отличает и нас людей от животных. Если мы перестаем любить, думать, ничего не знаем и нам нечего сказать, то мы уподобляемся животным.
  Общие выводы. Итак, сегодня мы с вами познакомились с историей сотворения двух миров. Теперь мы знаем, как появилась эта прекрасная планета и всё, что есть на ней. Я думаю, вам нравится жить на ней! Давайте будем благодарны Богу за всё, что Он сделал для нас: не будем портить Его творение!
  Разучивание текста из Библии. Бытие 1:1 «В начале сотворил Бог небо и землю.»

Урок 2

Тема: Проникновение зла в Нарнию. Грехопадение человека

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей грехопадения.

2. Воспитывать верное отношение ко греху.

3. Развивать интерес к изучаемым книгам.

План: 1. Организационный момент.

2. Рассказ о проникновении зла в Нарнию.

3. Рассказ о грехопадении Адама и Евы

4. Проведение параллелей.

5. Общие выводы.

6. Разучивание текста из Библии.

Оборудование: картинка с изображением Белой королевы.

Литература:

4. Статьи К. Льюиса.

5. Клайв Льюис «Племянник чародея» (любое издание).

6. Библия и любые другие пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: