double arrow

Добровольное исполнение налоговой обязанности



Добровольное исполнение налоговой обязанности состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика. И в эти действия включаются:
- учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения,
- исчисление сумм налога, подлежащего уплате,
- своевременное представление платежного поручения или внесение наличных средств,
- декларирование доходов и расходов и объектов налогообложения,
- хранение данных своего учета (для организаций это будет хранение данных бухучета).

Надо сказать, что добровольное исполнение налоговой обязанности является основным способом уплаты налогов. Принудительное исполнение – это дополнительный способ, который возникает только в том случае, когда налогоплательщик не реализует первый добровольный порядок уплаты. Это тоже очень важно, потому что если налогоплательщику не предоставлена возможность добровольно уплатить, а сразу используется принудительный способ, то на самом деле это нарушение НК.

В понятие добровольного исполнения налоговой обязанности включаются следующие моменты, и они являются общими для физлиц и юрлиц. Первый момент заключается в том, что добровольный порядок является первичным и он должен быть в любом случае предоставлен налогоплательщику. Во-вторых, налоговая обязанность исполняется в валюте Российской Федерации по общему правилу.




Налоговая обязанность добровольно исполняется в установленные сроки, но возможно и досрочное исполнение налоговой обязанности.

Добровольная уплата налога может осуществляться как полностью, так и частично. Речь не идет об авансовых платежах, а о том, что это уплата налога частичная до наступления срока уплаты налога. Для физического лица это важно, потому что он может свою налоговую обязанность разделить на несколько частей и исполнить. И налоговый орган не имеет права отказать в принятии части налоговых обязанностей, обязан эту часть налога принять.

Уплата налогов может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. До НК это утверждение в отношении юридических лиц не применялось, а действовало правило о том, что юрлица могут уплачивать налог только в безналичной форме, исходя из того, что все расчеты юридических лиц осуществляются в безналичной форме, за исключением тех сумм, которые разрешены Центральным Банком. В п.3 ст.58 НК появилось это общее правило о том, что налогоплательщик может уплачивать налог, как в наличной, так и в безналичной форме. Поэтому юридическое лицо также может уплачивать налог в наличных денежных средствах. Такие ситуации тоже возникают, они порождены практикой, например, когда арестован счет или приостановлены операции по счету, а надо подать исковое в суд, и при подаче искового в суд нужно заплатить госпошлину. Как ее заплатить, если счет арестован? В данном случае возможна уплата налога в наличных средствах и это снимает проблему у нашего налогоплательщика.



Последний момент, который характеризует добровольность исполнения налоговой обязанности, заключается в том, что налогоплательщик исполняет налоговую обязанность самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Иное – это как раз ситуации налоговых агентов, которые принудительно включаются законодателем в этот процесс.

В добровольном порядке отличия между уплатой организациями и физическом лицом существуют, и эти отличия мы рассмотрим.

Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в том, что:
- Организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,
- Организация самостоятельно исчисляет сумму своего налога,
- Организация заблаговременно представляет платежное поручение в кредитную организацию, заблаговременность определяется периодом или сроком осуществления банковской операции. На сегодняшний день по НК это один операционный банковский день. Поэтому не позднее этого срока платежное поручение должно быть представлено в кредитную организацию.
- Организация самостоятельно представляет в налоговый орган налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность и в течение 5 лет обязана хранить данные бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, существенным моментом в отношении организаций является то, что добровольный порядок для организаций практически всегда реализуется, как самостоятельное осуществление этих мероприятий. Ситуации налогового агента в очень редких случаях применяются к организациям.

Добровольное исполнение налоговой обязанности физическим лицом иное. В подавляющем большинстве случаев граждане устранены от исчисления сумм налога, а налоги исчисляются для граждан либо налоговыми органами, либо налоговыми агентами. Более того, информацию для исчисления налога налоговые органы или налоговые агенты получают не от физического лица, а либо сами эту информацию создают, либо получают от других государственных органов – от регистрирующих органов, которые осуществляют сделки с недвижимостью, с транспортными средствами и т.д. Кроме того, что граждане устранены от исчисления налога, в большинстве случаев они устранены и от самостоятельной уплаты налога. В первую очередь, от подоходного налога, когда применяются налоговые агенты для уплаты подоходного налога. И только индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают подоходный налог. Но вместе с тем физические лица обязаны вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и также декларировать свои доходы в ряде случаев. Поэтому для физических лиц добровольное исполнение налоговой обязанности состоит не в самостоятельных действиях, а в отказе от действий, которые препятствовали бы уплате налогов или расчету налогов налоговыми органами или налоговыми агентами. Поэтому добровольное исполнение налоговой обязанности предполагает пассивную позицию налогоплательщика – физического лица, тогда как у юридического лица это активная позиция. Принудительное исполнение налоговой обязанности

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа.

1. Требование об уплате налога – мера предупредительного характера, назначение которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются к налогоплательщику в случае неисполнения требования. В требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

2. Решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается только в отношении организаций не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер: взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика – клиента банка.

3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. При этом налог с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, принятое руководителем налогового органа, направляется судебным приставам для исполнения. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика.

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

22. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным законодательным актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (ст. 44 НК РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ст. 57 НК РФ).

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

21. Статья 32. Обязанности налоговых органов
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 1. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) 10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций; (пп. 10.1 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) 11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ) Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ) (пп. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) 12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков; (пп. 13 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков. (пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ) 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)



Сейчас читают про: