Налоговые органы Российской Федерации, их структура и предмет деятельности

Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую схему управления

1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России).

2. Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам; 3. Управления ФНС России по республикам, краям, областям; Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; городские, районные и межрайонные инспекции ФНС России.

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев (рис. 3).


По районам в городах
По районам
Инспекции ФНС России

Рис. 3. Система налоговых органов в России Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В юридической литературе нередко допускается смешение понятий "правовой статус", "правовое положение". Так, предлагается определять правовой статус как правовое состояние абстрактного субъекта, характеризующееся совокупностью предусмотренных юридических прав и обязанностей, а правовое положение - как правовое состояние конкретного персонально индивидуализированного субъекта, определенное как потенциальными обязанностями и правами, так и реальными обязанностями и правами. Это предложение в целом можно принять за основу и определить административно-правовой статус налоговых органов как сложную юридическую категорию, отражающую ее правовое положение в системе органов государства, определяемое юридическим закреплением целей и задач деятельности, порядка создания, реорганизации и ликвидации структурных подразделений, их подчиненности, предметов ведения и властных полномочий как единства прав и обязанностей.

3.2. Права налоговых органов Права налоговых органов определены статьей 31 Налогового кодекса РФ. Для осуществления эффективного налогового контроля налоговые органы должны обладать достаточно широкими правами и полномочиями. Налоговые органы, прежде всего, должны иметь возможность осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, контролировать правильность исчисления и уплаты налогов, получать необходимую для этого информацию и проверять эту информацию у себя или с выездом к налогоплательщику. В тоже время, при неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей, налоговые органы должны иметь возможность применить предписанные законом меры для обеспечения исполнения этих обязанностей, включая принудительное взыскание налогов, либо иначе выступать в защиту интересов государства. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. Практически все документы и сведения связанные с исчислением и уплатой налогов должны быть доступны налоговым органам, включая и сведения, составляющие коммерческую тайну. К вышеперечисленным полномочиям тесно примыкают права налоговых органов по осуществлению налогового контроля, получению необходимой информации и закреплению доказательств при обнаружении признаков налоговых правонарушений или уголовных преступлений. Налоговые органы могут: - осматривать (обследовать) любые используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

- изымать по акту (проводить выемку) при проведении налоговых проверок документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случае, когда есть достаточно оснований полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц (плательщиков сборов и налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- вызывать в качестве свидетеля лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Следует отметить, что если у налоговых органов есть основание полагать, что те или иные лица обладают необходимой информацией о проверяемом налогоплательщике, они могут не только вызвать лиц в качестве свидетелей, но и в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ истребовать у них документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых для извлечения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, либо непредставления налоговым органам необходимых для расчетов налогов документов, либо у него отсутствует учет доходов и расходов или объектов налогообложения, что не позволяет точно исчислить налоги, то налоговые органы вправе самостоятельно определить налогоплательщику подлежащие уплате суммы налога. При этом налоговые органы должны произвести соответствующие расчеты на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Естественно, что привлечение к определению суммы налога данных по аналогичным налогоплательщикам, порождает вопросы о том, насколько аналогичны данные лица и в какой степени эта аналогия может переноситься на подлежащие уплате суммы налогов. Исходя из существующей практики, большинство этих вопросов разрешается в судебном порядке. Кроме того, налоговые органы имеют право: - требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц (налоговых агентов, представителей налогоплательщиков) устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц (плательщики сборов и налоговых агентов) инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения; - создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ; - предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: - взыскивать налоговые санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; - признавать недействительной государственную регистрацию юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; - ликвидировать организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; - досрочно расторгать договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; - взыскивать задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ, а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами), с зависимых (дочерних) обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства». Порядком разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 г. № САЭ-3-19/2@ ФНС России является органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы. Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

3.3. Обязанности налоговых органов Обязанности налоговых органов регламентированы статьей 32 Налогового кодекса РФ и включают в себя следующие обязанности: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; 6) соблюдать налоговую тайну; 7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Налоговые органы несут также и другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. Многие обязанности налоговых органов непосредственно вытекают из правил и процедур, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, потому ст. 32 выделяет наиболее важные, оставляя перечень обязанностей открытыми. Важно четко регламентировать права и обязанности налогоплательщиков и налоговой инспекции (в частности, установить ответственность первых за налоговые нарушения, а второй - за правомерность ее действий и решений) и при этом соблюсти меру. Иначе не исключено бесправие налоговой администрации, неспособной собирать налоги, или ущемление прав налогоплательщиков, поставленных в зависимость от произвола чиновников. Регламентация прав налогоплательщиков и налоговых органов тесно связана со справедливостью налоговой системы. Поэтому важно четко определить, на ком лежит бремя доказывания нарушения законодательства по налогам и умысла при его нарушении. Все обязанности должностных лиц налоговых органов вытекают из правил и процедур, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, а также ст. 32 «Обязанности налоговых органов», поэтому ст. 33 обозначены только три основные обязанности: - действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами; - реализовать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; - корректно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: