Защита имущественных прав гражданина

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Налогоплательщик вправе претендовать на восстановление всех финансовых потерь, связанных с нарушением его прав. Основной способ защиты прав налогоплательщиков - обращение в налоговые или судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности.

Ст. 12 ГК РФ содержит основные виды защиты гражданских прав, а именно:

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- возмещение убытков, причиненных налогоплательщику государством или неуплатой налогов налогоплательщиком.

Ст. 138 НК РФ устанавливает административный и судебный порядок обжалования. Отступление от установленного законодательством порядка со стороны уполномоченных государственных органов серьезно нарушает права и законные интересы граждан, что является основанием для отмены постановления о наложении взыскания (п.4 ст. 306, ст. 308 и ст. 330 ГПК РФ).

В ст. 8 КоАП РФ записано: «Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило правонарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП или иного нормативного акта.

Нарушения процессуального порядка наложения административного взыскания могут быть следующие:

- несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;

- рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности;

- наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права;

- несоблюдение порядка составления и вынесения постановления и наложения административного взыскания;

- несоблюдение сроков применения административного взыскания (ст. 38 КоАП РФ).

Подача жалобы возможна в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав. Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы.

Преимущества административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

- простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права;

- быстрое рассмотрение жалобы;

- отсутствие необходимости уплаты госпошлины;

- обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке осуществляется следующим образом.

Требования о признании недействительными актов налоговой инспекции, как не соответствующих закону или иным правовым актам, нарушающих охраняемые законом интересы налогоплательщиков, рассматриваются арбитражными судами на основании ст. 13 ГК РФ и ст. 22 АПК РФ. Ст. 13 ГК РФ фактически закрепляет право юридических и физических лиц на защиту их законных интересов от неправомерных действий органов государства, обладающих властными полномочиями. Тем самым гарантируется защита имущественных прав любого лица не только от незаконных действий других участников экономических отношений, но и от неоправданного властного вмешательства государства в лице его органов.

В контексте ст. 22 АПК РФ в арбитражный суд, прежде всего, может быть обжалован акт, реализация которого приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика, если он принят руководителем соответствующей налоговой инспекции или его заместителем.

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено также ст. 137-138 ГК РФ.

Причинение налогоплательщику материального ущерба незаконными действиями налоговых органов влечет, прежде всего, обязанность возместить налогоплательщику причиненные этим нарушением убытки (п.1 ст. 393 ГК РФ).

Если нарушение права принесло лицу, допустившему это нарушение, доходы, упущенная выгода лица, право которого нарушено, должна определяться в размере не меньшем, чем такие доходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: