Отчисления и платежи за пользование природными ресурсами

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (далее - отчисления) являются пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

Налогооблагаемой базой по отчислениям является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которому могут быть отнесены:

Собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку:

а) нефть, природный газ и газовый конденсат;

б) уголь и горючие сланцы;

в) торф;

г) другие полезные ископаемые, включая подземные воды (за исключением подземных вод, используемых для поддержания пластового давления).

Товарные руды:

а) железные, марганцевые, хромовые, алюминиевые (бокситы) и никелевые;

б) калийные и магниевые соли;

в) борные, слюды - мусковита и слюды флогопита, асбеста, серы самородной, графита, талька, гипса, каменной соли;

г) неметаллического сырья для металлургии и производства огнеупоров;

д) неметаллического сырья для стройиндустрии и других полезных ископаемых.

Концентраты:

а) цветных (кроме алюминия в бокситах и никеля), редких и радиоактивных металлов;

б) фосфоритовые и апатитовые;

в) плавикошпатовые, баритовые и вермикулитовые.

Благородные металлы - химически чистый металл (аффинированный металл).

Алмазы и драгоценные камни - необработанные отсортированные камни.

Пьезооптическое сырье, высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье - по выходу кондиционного продукта.

Продукция из минерального сырья, полученная с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация, выщелачивание, скважинная гидродобыча и др.).

Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья как за основное, так и за попутные компоненты.

Отчисления направляются в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы.

Сумма отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы перечисляются в Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы налогоплательщиками в следующие сроки:

а) ежемесячно, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц и ставок отчислений, в срок не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным - предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений не менее 10 тыс. рублей.

При этом предприятия и организации со среднемесячной суммой отчислений более 100 тыс. рублей уплачивают в сроки 15-го, 25-го и 5-го числа месяца следующего за отчетным авансовые взносы по отчислениям в размере одной трети суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному;

б) ежеквартально, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений менее 10 тыс. рублей, а также малые предприятия, независимо от размера платежа.

Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Плата за пользование водными объектами (далее - плата) в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Объектом платы является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:

- осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно - питьевых и бытовых нужд;

- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

-использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;

- осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно - бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель).

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

а) объем воды, забранной из водного объекта;

б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе:

-для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций - количество вырабатываемой электроэнергии;

- для плательщиков, осуществляющих сплав леса - объем сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях) древесины;

в) площадь акватории используемых водных объектов;

г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов, по которым производится определение сумм платы, подлежащей взносу в бюджет, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются в размере, не превышающем 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, составляет 30% от ставок платы, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.

При заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, является:

-для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

- для остальных плательщиков - каждый календарный месяц.

Сроки представления налоговых деклараций, а соответственно и сроки внесения платы, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении:

40 % - федеральный бюджет;

60 % - бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.

При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: