Бюджетообразующие федеральные налоги

Принятие части второй НК РФ Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ и Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» является результатом проводимых в стране налоговых реформ.

Налог на добавленную стоимость

Данный налог представляет форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемых на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Не являются плательщиками налога согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, также не являются плательщиками налога согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьей 161 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

При определении налоговой ставки необходимо учитывать следующие особенности.

В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Налоговая ставка 0 процентов применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории государств - участников СНГ и предъявлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:

- продовольственных товаров;

- товаров для детей.

Налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 % и 16,67 % (расчетные налоговые ставки) - при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ, а также при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 20 %во всех остальных случаях. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы,

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Н К РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Акциз

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде);

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Подакцизным минеральным сырьем признаются:

1) нефть и стабильный газовый конденсат;

2) природный газ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате, признается реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья;

2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.

Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

4) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

5) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров, за исключением операций, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 183 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

Для налогоплательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 179 НК РФ, налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц.

Налоговые ставки фиксированы ст. 193 НК РФ.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ.

Уплата акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

- не позднее 30-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

- не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Уплата акциза при реализации подакцизного минерального сырья, перечисленного в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ, а также прочих подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

- не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по минеральному сырью, перечисленному в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ, и прочим подакцизным товарам, реализованным с 1 по 15 число включительно отчетного месяца;

- не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по минеральному сырью, перечисленному в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ, и прочим подакцизным товарам, реализованным с 16 по последнее число отчетного месяца.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации, а также по месту нахождения каждого филиала или иного обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Плательщиками налога на прибыль являются:

- предприятия и организации (в том числе бюджетные) являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка РФ;

- Банк внешней торговли РФ;

- кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций;

- Центральный банк РФ и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;

- филиалы иностранных банков - нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение на территории Российской Федерации банковских операций;

- предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности;

Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 % с прибыли, полученной с 1 апреля 1999 года.

В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не свыше 27 % с прибыли.

Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 %, если инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа их работников.

При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.

Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.

Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.

Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй НК РФ, принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ), введенного в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов:

Налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов:

На получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, в размере 30 % в отношении следующих доходов:

- дивидендов;

- доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и в размере 35% от:

- выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров,

- страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 НК РФ.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 НК РФ.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Единый социальный налог (взнос), уплачивается с 01.01.2001 года в соответствии с частью второй НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Этот налог (взнос), зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначен для мобилизации средств, а также для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками единого социального налога (взноса) признаются:

Работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

а) организации;

б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

в) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

г) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Таким образом, подлежат налогообложению:

- безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками - работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

Выплаты в натуральной форме не признаются объектом налогообложения в части сумм до 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц, если они выплачены в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товарами для детей.

К объектам налогообложения, относятся, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.

Налоговая база налогоплательщиков, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не подлежат налогообложению суммы предусмотренные ст. 238 НК РФ.

Налог на наследование или дарение

Под наследованием понимается переход после смерти гражданина принадлежащего ему на праве личной собственности имущества, а также имущественных и некоторых личных неимущественных прав и обязанностей к одному или нескольким лицам.

С момента открытия наследства наследники приобретают право наследования. Для принятия наследства требуется волеизъявление наследника. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Принятие наследства осуществляется путем подачи нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства. Законодательство предусматривает и такой способ принятия наследства, как фактическое вступление во владение наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течении шести месяцев со дня открытия наследства.

При наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследником той очереди, которая призывается к наследованию.

Таким образом, плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее именуемые "физические лица"), которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в порядке наследования или дарения.

Налог уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно - строительных, гаражно - строительных и дачно - строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения, в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает:

а) на день открытия наследства - 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) на день удостоверения договора дарения - 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Оценка жилого дома, квартиры, дачи и садового домика, переходящих в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации) или страховыми организациями.

Оценка транспортных средств производится страховыми органами или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств, при оформлении права наследования - судебно - экспертными учреждениями системы Министерства юстиции РФ.

Оценка другого имущества производится экспертами (специалистами - оценщиками).

Нотариусы, а также другие должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны представить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность физических лиц, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в случаях:

а) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих на территории Российской Федерации, - в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения;

б) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, - в период оформления права собственности на это имущество.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости (оценки) наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была бы иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется со стоимости имущества, указанной сторонами, участвующими в сделке.

Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.

При исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установленного в кратном размере от минимальной оплаты труда, учитывается установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.

Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Исчисление налога физическим лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, и вручение им платежных извещений производится до получения ими документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследодателя в собственность наследника, в зависимости от причитающейся ему доли.

При получении физическим лицом в дар имущества, принадлежащего на праве общей совместной собственности нескольким физическим лицам, а также при дарении физическим лицом имущества в общую совместную собственность нескольким физическим лицам, налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от степени родства дарителя и одаряемого и в зависимости от суммы стоимости этого имущества. Доли участников общей совместной собственности на имущество признаются равными, если иное не определено на основании закона или не установлено соглашением всех ее участников.

Сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства, в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. "О налогах на имущество физических лиц".

В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

Физические лица уплачивают исчисленный налог на основании платежных извещений, вручаемых им налоговыми органами

Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.

Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Объектом обложения данным видом налога не являются:

- номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, размещаемого среди учредителей акционерного общества при учреждении акционерного общества;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

- номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций;

- номинальная сумма выпуска акций акционерного общества в случае увеличения им своего уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций в части, равной величине уставного капитала акционерного общества до его увеличения;

- номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы выпуска акций, при конвертации в них эмиссионных ценных бумаг указанного юридического лица в случае его преобразования в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до преобразования) выпуска эмиссионных ценных бумаг этого юридического лица;

- номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно - правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица;

- номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы акций, при конвертации в них размещенных ранее эмиссионных ценных бумаг присоединяемого к юридическому лицу другого юридического лица (других юридических лиц) в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до присоединения) выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- номинальная сумма выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

- номинальная сумма выпусков эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, выпускаемых в целях реструктуризации их задолженности перед бюджетами всех уровней, в случае, если указанные ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти при соблюдении условий указанной реструктуризации задолженности перед указанными бюджетами; номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным банком РФ в целях реализации денежно - кредитной политики в соответствии с действующим законодательством.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.

Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки.

Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии.

Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

В случае нарушения условий реструктуризации задолженности акционерных обществ перед бюджетами всех уровней налог по эмиссионным ценным бумагам, переданным и (или) обремененным в пользу соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, уплачивается эмитентом ценных бумаг в течение трех рабочих дней со дня уведомления соответствующим органом исполнительной власти акционерного общества о продаже указанных ценных бумаг и перечисляется в федеральный бюджет.

В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляется налоговыми органами.

Объектом обложения налога на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте являются операции по покупке за рубли иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте.

Не являются операциями по покупке наличной иностранной валюты:

- расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцем пластиковых карт с рублевых карточных счетов (вклады на которые осуществляются в рублях), за исключением получения наличной иностранной валюты;

- покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностранной валюте со счетов владельцев пластиковых карт при осуществлении этими владельцами платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов (вклады на которые осуществляются в иностранной валюте). Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:

- покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;

- покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;

- выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;

- покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;

- выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.

В налогооблагаемую базу включаются также суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

При выплате наличной иностранной валюты физическому лицу в случае конвертации средств с рублевых счетов налог исчисляется по курсу коммерческого банка или иной кредитной организации, действующему на день фактической выплаты иностранной валюты. При этом выдача наличной иностранной валюты, поступившей на валютный счет с рублевого счета физического лица, осуществляется сверх сумм, внесенных самим физическим лицом, а также иных поступлений на этот валютный счет, кроме поступлений, связанных с приобретением наличной иностранной валюты.

Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов.

Данным налогом не облагаются также операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Центрального банка РФ, а также у других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле - продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

Плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются:

- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- иностранные юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- филиалы, представительства российских и иностранных юридических лиц.

Не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также Банк России.

Ставка налога устанавливается в размере 1% от налогооблагаемой базы.

Удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с иностранными денежными знаками и платежными документами, выраженными в иностранной валюте, с поступивших от физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) денежных средств в рублях в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты.

В аналогичном порядке уплачивает налог кредитная организация при покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с выплаченных сумм продавцу по указанным операциям в рублевом эквиваленте (в валюте Российской Федерации).

Суммы налога перечисляются указанными кредитными организациями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае, если операционный день приходится на выходной или праздничный дни, операционным днем следует считать рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

При неперечислении или несвоевременном перечислении сумм соответствующего налога в бюджеты указанные кредитные организации несут ответственность в соответствии с разделом VI части первой НК РФ.

Кредитные организации, исчисляющие налог по операциям покупки наличной иностранной валюты (удерживающие налог), представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме согласно Приложению к настоящей Инструкции о суммах удержанного и перечисленного налога в составе квартальной отчетности. Второй экземпляр справки остается в кредитной организации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.

Плательщиками налога на игорный бизнес являются:

- организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса;

- филиалы и представительства юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

- организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории Российской Федерации через обособленные подразделения;

- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Налогом на игорный бизнес облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:

- игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

- игровые автоматы;

- кассы тотализаторов.

Общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в органах Государственной налоговой службы РФ по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.

Копия свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса должна храниться в игорном заведении по месту нахождения указанных объектов.

Налогоплательщик обязан при изменении в игорном заведении общего количества объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса зарегистрировать данный факт в налоговом органе в течение 5 рабочих дней со дня установки или выбытия каждого вида объекта налогообложения.

Органы Государственной налоговой службы РФ обязаны в течение 5 рабочих дней с даты получения письменного заявления от налогоплательщика об изменении общего количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения в ранее выданное свидетельство.

Ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда.

Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие вышеназванные минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставка налога в год на каждый объект налогообложения сверх указанного количества уменьшается на 20 %, если в игорном заведении общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса превышает:

- игровых столов - 30;

- игровых автоматов - 40.

Суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиком налога самостоятельно исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога.

Расчет сумм налога с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения представляется плательщиком налога в орган Государственной налоговой службы РФ по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: