Налоговый контроль

Статья 64. Налоговый контроль и формы его осуществления

1. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, мониторинга, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 30.12.2011 N 330-З, от 26.10.2012 N 431-З)

2. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) таможенным законодательством Таможенного союза. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для налоговых органов.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 31.12.2005 N 80-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2011 N 330-З, от 26.10.2012 N 431-З)

3. Контроль за правильностью взимания сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, а также за своевременностью и полнотой его перечисления в бюджет осуществляется Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и налоговыми органами.

(п. 3 статьи 64 введен Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

Статья 65. Учет плательщиков (иных обязанных лиц)

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

1. Плательщики (в установленных случаях - иные обязанные лица), за исключением иностранных организаций, подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

по месту нахождения организации;

по месту жительства физического лица;

по месту нахождения недвижимого имущества - при приобретении физическими лицами, не имеющими места жительства в Республике Беларусь, права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, части белорусского предприятия как имущественного комплекса - при выплате физическим лицом, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения такого имущества;

по месту нахождения белорусской организации - при выплате физическим лицом, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения долей, паев (их части) в уставном фонде такой белорусской организации;

по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) - доверительного управляющего. При этом доверительный управляющий, заключивший договор доверительного управления находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций, не подлежит постановке на учет.

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

Особенности постановки на учет отдельных плательщиков налогов, сборов (пошлин) определяются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

2. Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, за исключением юридических лиц Республики Беларусь и иных плательщиков, указанных в части третьей настоящего пункта, осуществляется при их государственной регистрации.

Постановка на учет религиозных организаций, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, политических партий и других общественных объединений, наделенных правами юридического лица, государственных органов, хозяйственных групп, простых товариществ, доверительных управляющих, иностранных организаций, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится по их заявлению.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 26.10.2012 N 431-З)

Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь, исполняющих в соответствии с настоящим Кодексом налоговые обязательства этих юридических лиц, производится на основании сообщений юридических лиц о создании таких обособленных подразделений.

Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также порядок их заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

3. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение двух рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа или заявления плательщика (иного обязанного лица) с приложением необходимых документов (сведений) либо документов (сведений) о плательщике (ином обязанном лице) и объектах налогообложения, полученных налоговым органом.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

4. При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения учетного номера плательщика устанавливаются законодательством.

Плата за присвоение (изменение) учетного номера плательщика, снятие с учета и выдачу плательщику соответствующих документов не взимается.

5. На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Порядок ведения Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) устанавливается законодательством.

6. Сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 66. Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

1. Религиозные организации, организационные структуры республиканских государственно-общественных объединений, политических партий и других общественных объединений, наделенные правами юридического лица, хозяйственные группы представляют заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации, государственные органы - в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня издания (принятия) нормативного правового акта, в соответствии с которым они образованы, простые товарищества - в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности, доверительные управляющие - в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) - доверительного управляющего не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом. К заявлению прилагаются:

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 26.10.2012 N 431-З)

1.1. религиозными организациями:

оригинал и копия устава;

оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации;

оригиналы и копии документов, подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, лица, исполняющего его обязанности;

оригиналы и копии документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом;

(пп. 1.1 статьи 66 в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1.2. организационными структурами юридических лиц Республики Беларусь, указанных в части первой настоящего пункта, наделенными правами юридического лица, - оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации;

1.3. государственными органами - сведения о нормативных правовых актах, в соответствии с которыми они образованы;

1.4. хозяйственными группами:

оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации хозяйственной группы;

оригинал и копия договора о создании хозяйственной группы;

оригинал и копия договора, в соответствии с которым один из участников хозяйственной группы наделен полномочиями по ведению дел такой группы (если хозяйственная группа создается способом, не предусматривающим учреждение центральной компании или предоставление полномочий по ведению дел хозяйственной группы головной организации, и полномочия такого участника по ведению дел хозяйственной группы не вытекают из акта законодательства). Если в соответствии с условиями указанного договора полномочия участника хозяйственной группы по ведению ее дел подтверждаются доверенностью, представляются копия и оригинал доверенности;

1.5. простыми товариществами:

оригинал и копия договора о совместной деятельности;

оригинал и копия доверенности, выданной участнику простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел товарищества, если такие полномочия участнику простого товарищества не предоставлены договором;

1.6. доверительными управляющими - информация о заключении договора доверительного управления имуществом с указанием его номера, даты заключения, срока действия, а также наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя).

(пп. 1.6 статьи 66 введен Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

Оригиналы документов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6 части первой настоящего пункта, после их сверки с копиями подлежат возврату.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

2. Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому:

2.1. иностранной организацией, получившей в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином уполномоченном органе в случаях, установленных законодательством, разрешение на открытие представительства, - в налоговый орган по месту нахождения представительства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого разрешения.

К заявлению прилагаются оригинал и копия разрешения на открытие представительства, выданного Министерством иностранных дел Республики Беларусь или иным уполномоченным органом (представительства иностранных банков представляют оригинал и копию уведомления Национального банка Республики Беларусь о разрешении на открытие представительства иностранного банка), а также оригиналы и копии положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства;

2.2. исключен;

(пп. 2.2 статьи 66 исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

2.3. при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, за исключением имущества, которое при государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом передается иностранной организацией в хозяйственное ведение белорусской организации или в качестве вклада в ее уставный фонд, - в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 26.10.2012 N 431-З)

К заявлению прилагаются доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также оригинал и копии документов либо выписка из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

2.4. при проведении на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев - в налоговый орган по месту проведения таких мероприятий до начала их проведения.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 30.12.2011 N 330-З)

К заявлению прилагаются доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;

2.5. иностранной организацией, осуществляющей или собирающейся осуществлять на территории Республики Беларусь деятельность через организацию (исключая простые товарищества и хозяйственные группы) или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации, - соответственно в налоговый орган по месту нахождения такой организации или по месту жительства такого физического лица до начала осуществления такой деятельности.

К заявлению прилагаются копия контракта (договора) иностранной организации с организацией или физическим лицом, через которых иностранная организация осуществляет или собирается осуществлять свою деятельность на территории Республики Беларусь, а также доверенность (оригинал либо копия) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

Оригиналы документов, указанных в части второй подпункта 2.1 и части второй подпункта 2.3 настоящего пункта, после их сверки с копиями подлежат возврату.

3. При постановке на учет в налоговом органе иностранной организацией помимо документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, представляются выписка из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе, а также копии учредительных документов иностранной организации (иностранного банка).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З)

Иностранной организацией, указанной в подпункте 2.1 пункта 2 настоящей статьи, представляются копия выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе.

4. Документы, выданные на территории другого государства, представляемые для постановки плательщика на учет в налоговом органе, должны быть оформлены в соответствии с законодательством этого государства. В налоговый орган представляются оригиналы и (или) в установленных законодательством случаях копии документов, удостоверенные компетентными органами иностранных государств (либо судами, либо нотариусами (нотариальными конторами), либо иными компетентными органами иностранных государств). Эти документы (оригиналы, в установленных случаях - копии документов) должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

5. Документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь.

6. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, информирует налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение аттракционов и зверинцев, об осуществлении такой деятельности до ее начала.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 30.12.2011 N 330-З)

7. Постановка на учет филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица Республики Беларусь, исполняющих налоговые обязательства этого юридического лица, осуществляется налоговым органом по месту нахождения такого обособленного подразделения на основании сообщения юридического лица о создании обособленного подразделения, представляемого в сроки, установленные подпунктом 1.9.4 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса.

К сообщению прилагается копия положения о филиале, представительстве и об ином обособленном подразделении с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого положения.

8. Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится на основании их заявления, которое подается физическими лицами:

8.1. уплачивающими подоходный налог с физических лиц, перечисляющими налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - в налоговый орган по месту жительства не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с законодательными актами о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

8.2. исключен;

(пп. 8.2 статьи 66 исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

8.3. не имеющими места жительства в Республике Беларусь, при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, - в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

8.4. плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в случаях, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 294 настоящего Кодекса, - в налоговый орган по месту жительства до начала осуществления такой деятельности;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З)

8.5. частными нотариусами - в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о регистрации частного нотариуса. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого свидетельства;

8.6. адвокатами - в налоговый орган по месту жительства не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о регистрации адвоката. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации адвоката с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого свидетельства.

(пп. 8.6 статьи 66 введен Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

9. Постановка на учет в налоговом органе физических лиц может быть осуществлена также на основании документов (сведений) о таком плательщике и об объектах налогообложения, полученных налоговым органом.

10. Одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговом органе физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

11. Постановка на учет физических лиц осуществляется на основании следующих документов:

иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, - копии миграционной карты либо разрешения на временное проживание или специального разрешения на право разовой реализации товаров на рынках на территории Республики Беларусь;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

граждан Республики Беларусь, не имеющих регистрации по месту жительства, - копии свидетельства о регистрации по месту пребывания (при его наличии).

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются в налоговые органы соответствующими государственными органами в течение одного рабочего дня со дня получения запроса из налогового органа. Физические лица вправе самостоятельно представить данные документы в налоговый орган.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

12. В случае изменения места нахождения или места жительства, влекущего необходимость постановки плательщика (иного обязанного лица) на учет в другом налоговом органе, снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения или жительства производится в течение двух рабочих дней со дня получения налоговым органом сообщения организации об изменении места ее нахождения в соответствии с подпунктом 1.9.5 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса, подачи физическим лицом заявления об изменении места жительства либо получения налоговым органом сведений об изменении места нахождения или места жительства плательщика (иного обязанного лица) от государственного органа.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 26.10.2012 N 431-З)

13. При ликвидации или реорганизации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Снятие с учета доверительного управляющего производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней по истечении срока действия договора доверительного управления имуществом (всех договоров доверительного управления имуществом - при заключении двух и более таких договоров).

(часть вторая п. 13 статьи 66 введена Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

14. В случае принятия организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения снятие с учета филиала или иного обособленного подразделения производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения налоговым органом сообщения юридического лица о ликвидации обособленного подразделения, представляемого организацией в сроки, установленные в подпункте 1.9.4 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

Статья 67. Обязанности органов, уполномоченных лиц, осуществляющих государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, учет и государственную регистрацию имущества и прав на него, опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, нотариальное удостоверение права на наследство и договоров отчуждения, а также ведение учета персональных данных физических лиц

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2011 N 330-З)

1. Государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ее государственной регистрации в пятнадцатидневный срок со дня произведенной государственной регистрации, а в отношении организаций, постановка на учет в налоговом органе которых осуществляется при их государственной регистрации, - в течение двух рабочих дней со дня их государственной регистрации, о ликвидации организации - в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него организации.

(п. 1 статьи 67 в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

2. Государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя о его государственной регистрации в течение двух рабочих дней со дня произведенной государственной регистрации, а о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него индивидуального предпринимателя.

(п. 2 статьи 67 в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

3. Государственные органы и организации, осуществляющие учет и (или) государственную регистрацию в отношении имущества и прав на него, ведение учета персональных данных физических лиц, обязаны передавать в налоговые органы сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

Перечень и порядок передачи таких сведений устанавливаются законодательством.

Регистраторы, осуществляющие государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном законодательством порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов.

(п. 3 статьи 67 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

4. Органы опеки и попечительства, иные организации, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке и управлении имуществом малолетних, о попечительстве над несовершеннолетними физическими лицами, физическими лицами, ограниченными судом в дееспособности, дееспособными физическими лицами, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физическими лицами, признанными судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанными опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

5. Органы, должностные лица которых уполномочены совершать нотариальные действия, и частные нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров отчуждения (дарения, мены, купли-продажи, ренты) в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти рабочих дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

Порядок и форма представления таких сообщений устанавливаются законодательством.

Нотариусы, удостоверяющие сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном законодательством порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов.

(п. 5 статьи 67 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

6. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на органы, уполномоченных лиц, осуществляющих государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, учет и государственную регистрацию имущества и прав на него, ведение учета персональных данных физических лиц, опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, нотариальное удостоверение права на наследство и договоров отчуждения, указанные органы, уполномоченные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2011 N 330-З)

Статья 68. Обязанности банков, других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)

1. Исключен.

(п. 1 статьи 68 исключен с 1 января 2010 года. - Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

2. Банк обязан сообщить об открытии, закрытии, переоформлении счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2011 N 330-З)

Иные юридические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие депозитарную деятельность, обязаны сообщать об открытии, закрытии, переоформлении счета "депо" организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их постановки на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета.

(часть вторая п. 2 статьи 68 введена Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

2-1. Банк обязан сообщить об открытии, закрытии, переоформлении вкладного (депозитного) и (или) корреспондентского счетов иностранного банка, а также об открытии, закрытии, переоформлении вкладного (депозитного) счета иной иностранной организации, открывшей вкладные (депозитные) счета для размещения денежных средств в целях хранения (распоряжения, связанного с хранением) и получения дохода, в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного банковского дня после соответственно открытия, закрытия, переоформления таких счетов.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 30.12.2011 N 330-З)

Часть вторая п. 2-1 статьи 68 исключена с 1 января 2012 года.- Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З.

(п. 2-1 статьи 68 введен Законом Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З)

2-2. Банк обязан представить сведения о держателе электронного кошелька и всех его операциях с электронными деньгами на основании письменного запроса налогового органа, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь в установленные в нем сроки в случаях, если держатель электронного кошелька предлагает неопределенному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права.

В случае, если идентификация указанного держателя электронного кошелька в установленном законодательством порядке не проводилась, банк на основании письменного запроса налогового органа, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь обязан обеспечить идентификацию такого держателя. Для этого при поступлении запроса от налогового органа, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь банк приостанавливает расходные операции по электронному кошельку до проведения идентификации его держателя. В случае проведения банком идентификации держателя электронного кошелька операции по электронному кошельку возобновляются не позднее банковского дня, следующего за днем проведения идентификации держателя электронного кошелька.

При невозможности осуществления банком идентификации держателя электронного кошелька расходные операции по электронному кошельку не возобновляются. Налоговому органу, органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь направляется информация об отсутствии возможности проведения идентификации держателя электронного кошелька с указанием причин, а также с предоставлением сведений обо всех проведенных по данному электронному кошельку операциях с электронными деньгами. Решение о возобновлении расходных операций по такому электронному кошельку принимается банком не позднее банковского дня, следующего за днем после получения от налогового органа, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, направивших письменный запрос банку, информации о возобновлении расходных операций.

(п. 2-2 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

3. Государственные органы и государственные организации, уполномоченные на выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление лицензируемых видов деятельности, обязаны сообщать о выдаче (приостановлении, возобновлении, прекращении действия и продлении срока действия) плательщику (иному обязанному лицу) соответствующего специального разрешения (лицензии) в налоговый орган по месту постановки на учет этого плательщика (иного обязанного лица) в пятидневный срок со дня его (ее) выдачи (приостановления, возобновления, прекращения действия и продления срока действия).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 31.12.2005 N 80-З, от 29.06.2006 N 137-З)

3-1. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь представляет в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информацию о доходах физических лиц за истекший календарный год не позднее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом.

(п. 3-1 статьи 68 введен Законом Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

3-2. Сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), указанные в пунктах 2 - 3-1 настоящей статьи, могут быть направлены на бумажном носителе либо в электронном виде.

(п. 3-2 статьи 68 введен Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

4. Положения настоящей статьи распространяются на обязанности других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) таможенным органам, проводящим проверку их предпринимательской деятельности.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на банки, другие организации и на физических лиц обязанностей по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) они несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 69. Проверка

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1. Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.

2. В соответствии с настоящим Кодексом налоговые органы проводят следующие проверки:

2.1. камеральные проверки;

2.2. выездные проверки, в том числе дополнительные:

проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

проверки государственных органов, нотариальных контор;

тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 26.10.2012 N 431-З)

в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

2.3. выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения проверок, указанных в подпункте 2.2 настоящего пункта).

Порядок организации и проведения проверок, указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается настоящим Кодексом.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

Статья 70. Камеральная проверка

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

2. Камеральной проверкой устанавливаются:

своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней;

соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

соблюдение сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

своевременность постановки на учет в налоговых органах;

иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

3. При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), за исключением указанного в части второй настоящего пункта, налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, адвокатскую деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы, если иное не предусмотрено частью третьей настоящего пункта;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, использующих налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право плательщика на эти налоговые льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

(часть третья п. 3 статьи 70 введена Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

4. В случае, если при проведении камеральной проверки плательщиком не представлены по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

(п. 4 статьи 70 в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

5. При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется, в том числе в электронном виде, уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений (далее в настоящей статье - уведомление) не позднее десяти рабочих дней со дня направления уведомления. В случаях, установленных пунктом 7 настоящей статьи, уведомление не направляется.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

Форма и формат уведомления, а также порядок его передачи в электронном виде утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

(часть вторая п. 5 статьи 70 в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

6. Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), составляется акт камеральной проверки.

7. При установлении фактов несвоевременного представления плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством, несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, а также постановки на учет в налоговых органах с нарушением установленного срока акт камеральной проверки составляется без направления налоговым органом уведомления.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

8. Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) составляется по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах. Подписание и вручение акта камеральной проверки осуществляются в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Днем составления акта камеральной проверки является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку.

9. Решение по акту камеральной проверки принимается в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Проверка соблюдения физическим лицом порядка декларирования доходов и имущества проводится в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

При осуществлении контроля за соблюдением порядка декларирования доходов и имущества налоговые органы, иные государственные органы (организации), в которые представляются декларации о доходах и имуществе, имеют право получать от других государственных органов, иных организаций и физических лиц на безвозмездной основе информацию и документы о доходах, полученных лицами, обязанными представлять декларации о доходах и имуществе в соответствии со статьями 8 - 12 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О декларировании физическими лицами доходов и имущества" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 8, 2/923; 2009 г., N 300, 2/1616), а также о находящемся в их собственности имуществе, за исключением информации и документов, содержащих сведения, относящиеся к государственным секретам или иной охраняемой законодательством тайне.

(часть вторая п. 10 статьи 70 введена Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

11. В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком (иным обязанным лицом) допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных в соответствии с законодательством плательщиком (иным обязанным лицом) документов, а также при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в налоговых декларациях и других документах может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством.

Статья 71. Выездная проверка

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1. Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.

Выездная проверка проводится, как правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). В выездной проверке, назначенной руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, могут принимать участие должностные лица нижестоящих налоговых органов.

(часть вторая п. 1 статьи 71 введена Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

2. Дополнительная проверка назначается:

в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок.

3. Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.

В рамках проведения проверок, указанных в абзаце втором подпункта 2.2 части первой пункта 2 статьи 69 настоящего Кодекса, встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Положения настоящей части не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

4. Тематическая оперативная проверка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, проводится налоговыми органами в местах деятельности указанных физических лиц в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности, в том числе в целях установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

5. Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

Статья 71-1. Начало выездной проверки

(введена Законом Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З)

1. Выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке. В предписании указываются:

номер и дата выдачи предписания;

основание проведения проверки;

наименование налогового органа, проводящего проверку;

фамилия, имя, отчество плательщика (иного обязанного лица) - физического лица, наименование плательщика (иного обязанного лица) - организации, а при проведении проверок, указанных в абзаце четвертом подпункта 2.2 части первой пункта 2 статьи 69 настоящего Кодекса, территория или место осуществления деятельности, где будет проводиться проверка;

фамилия и инициалы должностного лица налогового органа, проводящего проверку, его должность (состав группы должностных лиц, проводящих проверку, фамилия и инициалы лица, возглавляющего группу, его должность);

исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (не указывается в отношении проверок, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта 2.2 части первой пункта 2 статьи 69 настоящего Кодекса);

проверяемый период (не указывается в отношении проверок, указанных в абзаце четвертом подпункта 2.2 части первой пункта 2 статьи 69 настоящего Кодекса). Для проверок, указанных в абзаце втором подпункта 2.2 части первой пункта 2 статьи 69 настоящего Кодекса, в части вопросов соблюдения налогового законодательства начало проверяемого периода определяется с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с указанной даты), а в части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З)

срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки). О продлении срока проверки в предписании делается отметка, с которой ознакамливается плательщик (иное обязанное лицо) или его представитель.

2. Встречная проверка проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

При необходимости проведения встречной проверки плательщика (иного обязанного лица) с местом нахождения (местом жительства) в ином населенном пункте такая проверка проводится налоговым органом по месту постановки на учет этого плательщика (иного обязанного лица) на основании письменного запроса о проведении встречной проверки, направленного налоговым органом, у которого возникла необходимость ее проведения. К запросу прилагаются:

копия предписания на проведение проверки проверяемого плательщика (иного обязанного лица), заверенная выдавшим такое предписание налоговым органом;

приложение к предписанию, в котором указываются сведения о подлежащих встречной проверке контрагентах (третьих лицах) и сведения о должностных лицах налогового органа, направляемых для проведения встречной проверки. При этом сведения о подлежащих встречной проверке контрагентах (третьих лицах) подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, выдавшего предписание, и заверяются печатью этого органа. Сведения о должностных лицах налогового органа, направляемых для проведения встречной проверки, подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего встречную проверку, и заверяются печатью этого органа.

3. Перед началом проведения выездной проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (лицо, возглавляющее группу), обязано предъявить плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (в случаях, указанных в части второй пункта 2 настоящей статьи, - копию предписания и приложение к нему), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

В случае, если выездная проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (в случаях, указанных в части второй пункта 2 настоящей статьи, - копия предписания и приложение к нему) предъявляются плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. Сведения о проведении выездной проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг вносятся в книгу учета проверок после предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки.

4. В случае отсутствия плательщика (иного обязанного лица) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации) и (или) последнему известному налоговому органу, в предписании на проведение проверки делается соответствующая запись. В этом случае копия предписания направляется плательщику (иному обязанному лицу), его представителю по почте по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства). При этом плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении трех дней со дня такого направления.

Статья 72. Привлечение эксперта для оказания содействия при проведении проверок

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1. Налоговые органы на договорной основе вправе привлечь эксперта, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Договор должен быть подписан руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

2. При назначении и производстве экспертизы плательщик (иное обязанное лицо), в отношении которого проводится проверка, имеет право:

заявить отвод эксперту;

просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта.

3. Экспертиза назначается решением руководителя (его заместителя) налогового органа, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование учреждения, которым должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Плательщик (иное обязанное лицо) должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, ему должны быть разъяснены его права, указанные в пункте 2 настоящей статьи, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы.

Ходатайство плательщика (иного обязанного лица) или его представителя о назначении эксперта из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем (его заместителем) налогового органа.

4. Эксперт вправе ознакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными. Эксперт обязан отказаться от дачи заключения, если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются сведения о проведенных им исследованиях, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для проверки обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются плательщику (иному обязанному лицу), который имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

7. Дополнительная экспертиза назначается руководителем (его заместителем) налогового органа в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств, и ее проведение поручается тому же или другому эксперту (экспертам).

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности, и ее проведение поручается другому эксперту (экспертам).

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

8. Оплата за проведение экспертизы производится налоговым органом за счет средств бюджета, предусмотренных на его содержание, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза, - за счет средств плательщика (иного обязанного лица).

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате эксперту, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 73. Привлечение специалиста при проведении проверки

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1. Налоговые органы для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки вправе привлечь на договорной основе специалиста, обладающего специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Договор должен быть подписан руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.

2. При привлечении специалиста плательщик (иное обязанное лицо), в отношении которого проводится проверка, имеет право:

заявить отвод специалисту;

просить о назначении специалиста из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения специалиста;

знакомиться с заключением специалиста.

3. Налоговый орган, проводящий проверку, обращается в письменной форме в компетентный орган с просьбой о направлении специалиста для участия в проведении проверки.

Ходатайство плательщика (иного обязанного лица) или его представителя о назначении специалиста из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения специалиста удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем (его заместителем) налогового органа.

4. Специалист вправе ознакомиться с материалами проверки, связанными с его участием и (или) оказанием содействия в проведении контрольных мероприятий.

5. Специалист вправе отказаться от участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий, если представленные ему материалы являются недостаточными. Специалист обязан отказаться от участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий, если он не обладает необходимыми специальными знаниями.

6. Оплата за услуги специалиста производится налоговым органом за счет средств бюджета, предусмотренных на его содержание, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым привлекался специалист, - за счет средств плательщика (иного обязанного лица).

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате специалисту, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 74. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) для проведения проверки

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

1. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого плательщика (иного обязанного лица) (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).

Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) налогового органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации:

о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, об оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка;

о сдаче в аренду (с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: