Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях. Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то что одни и те же потоки для государства считаются доходом, а для предприятий-налогоплательщиков – расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достичь желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

Субъекты налогового менеджмента – это государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).

Как система управления финансовый менеджмент также предполагает наличие объекта и субъекта управления.

Объектом управления финансового менеджмента выступают финансы и финансовая деятельность организации.

Субъектами финансового менеджмента являются лица, принимающие финансовые решения.

Исходя из зарубежной экономической практики, можно выделить три основных уровня таких субъектов управления денежными потоками (финансовыми ресурсами): высший, средний и персональный. Соответственно подразделяются и финансисты, профессионально обслуживающие тот или иной уровень: финансовый директор, финансовые менеджеры и финансовые консультанты.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих задач:

1) формирование достаточного объема финансовых ресурсов согласно задачам развития организации в предстоящем периоде;

2) наиболее эффективное распределение и использование сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности организации;

3) оптимизация денежного потока;

4) обеспечение достаточного уровня прибыли организации;

5) минимизация уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;

6) достижение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития;

7) обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различаются: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятие – в уменьшении налоговых платежей. Однако общая цель налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, заключается в укреплении финансов, повышении экономической эффективности и обеспечении экономического роста.

Налоговый менеджмент – это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Как любая организационная структура, налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить:

1) взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансами;

2) комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;

3) динамизм налогового управления;

4) многовариантность подходов и управленческих решений;

5) учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента.

Анализ должностных инструкций финансовых директоров ряда крупных организаций в России показал, что типичными целями и задачами их зоны ответственности являются:

· разработка финансовой политики организации, в том числе инвестиционной, учетной и налоговой политики;

· формирование в соответствии с утвержденной стратегией развития компании ежегодных и ежеквартальных финансовых планов (прогнозов) и контроль их исполнения;

· представление интересов фирмы во взаимодействии с банковскими структурами, инвесторами, владельцами, аудиторами и иными контролирующими органами;

· мониторинг внешней среды, слежение за базовыми финансовыми индикаторами (индекс инфляции, курсы акций, процентные ставки, рентабельность отрасли, правовые акты и т.д.);

· разработка внутренних финансовых нормативов, мониторинг доходов и расходов, бюджетирование бизнес-процессов;

· координация финансовой деятельности зависимых организаций, структурных подразделений и зон ответственности, составление консолидированной отчетности;

· анализ финансового состояния организации; формирование оптимальных схем движения финансовых потоков, снижение дебиторской задолженности, осуществление налогового планирования;

· эффективное размещение временно свободных денежных средств фирмы в банках и других инвестиционных институтах, управление рисками денежных вложений;

· отбор эффективных инвестиционных проектов и формирование оптимального портфеля инвестиций, комплексное управление активами организации с целью обеспечения роста благосостояния собственников и капитализации бизнеса;

· координация программ набора, обучения и профессионального развития персонала финансового департамента.

Функции налогового отдела:

1) разработка плана налоговых отчислений в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, а также на основе информации о производственных возможностях, наличии денежных ресурсов (финансовый план) и данных налогового и бухгалтерского учета;

2) контроль за правильностью ведения налогового учета и заполнения налоговых деклараций, справок и другой обязательной документации, представляемой в налоговые органы;

3) реструктуризация налоговой задолженности организации;

4) разработка финансовых схем по оптимизации налоговых платежей организации;

5) контроль за своевременностью уплаты налоговых платежей финансовой службой;

6) анализ действующего налогового законодательства, рекомендации по результатам проведенного анализа всем заинтересованным лицам;

7) взаимоотношения с налоговыми органами всех уровней при проведении последними выездных и камеральных налоговых проверок, расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с неуплатой налоговых платежей, а также при разрешении спорных и требующих неоднозначного разрешения вопросов налогообложения;

8) регулярное представление руководству организации сведений о задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по налоговым платежам.

Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы минимизации вместо оптимизации налоговых платежей, а государство все более активно проводит налоговую реформу, не всегда получая должный фискальный и регулирующий эффект.

Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, т.е. управление налоговыми отношениями на макроуровне. Заложить основы государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Управление налоговыми платежами российскими организациями также требует методологического обоснования и практического развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из главных функций управления предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: