Валютный дилинг

Валютные операции разделяются на две основные сферы: клиентские операции и операции за собственный счет.

Клиентские операции – это обслуживание фирм – клиентов банка. Обслуживание включает не только заключение сделок с иностранной валютой, но и предоставление клиентам постоянной информации об изменениях рынка, политических и экономических событиях, оказывающих влияние на обменные курсы и процентные ставки, а также профессиональные консультации о различных возможностях страхования валютных рисков.

Подразделения, обслуживающие клиентов, обычно организуются по группам клиентов. Например, создаются подразделения для обслуживания мелких и средних клиентов и для обслуживания крупных клиентов. В банках, имеющих постоянные деловые связи с иностранными предприятиями, клиентские операции часто подразделяются на обслуживание отечественных и иностранных клиентов.

Наряду с торговлей непосредственно с предприятиями важное значение для банка имеет обслуживание валютных сделок его филиалов. Поскольку клиенты филиалов рассчитывают получить у своих консультантов такую же информацию, как и у специалистов центральных подразделений, банк должен обеспечивать постоянные связи и информационный обмен между центральными подразделениями банка и его филиалами.

Вторая сфера валютного дилинга в банке – операции за собственный счет. Здесь выравниваются позиции по сделкам, заключенным для клиентов, а также ведется собственная позиция в иностранной валюте, и устанавливаются курсы для других участников рынка. Управление позицией и ответственность за возникающие при этом прибыль и убытки являются главными задачами операций за собственный счет.

Установление контактов с отечественными и зарубежными контрагентами, а также рыночная котировка курсов составляют важнейшие предпосылки эффективности межбанковской торговли. Еще одна задача операций за собственный счет – приобрести хорошую репутацию на межбанковском рынке посредством профессионального ведения сделок. Постоянные контакты с валютными дилерами других банков, а также регулярные встречи с партнерами по сделкам, участие в официальных мероприятиях, способствуют успешному сотрудничеству с другими участниками рынка.

Организация валютного дилинга в каждом банке различная. На схеме представлена возможная структура управления валютным дилингом. (рис. 4.3).

Организация валютного дилинга в каждом банке различная. На схеме представлена возможная структура управления валютным дилингом.

В представленной организационной схеме операции за счет клиентов и за собственный счет осуществляются разными подразделениями. Подразделения внутри клиентского сектора специализируются на клиентских фирмах определенной величины, филиалы банка обслуживаются специальным отделом.

Специализация внутри сектора операций за собственный счет снована на видах продукта, Во многих дилинговых подразделениях выделяются и специальные группы по видам валют. Если банк активно занимается торговлей опционами, формируется соответствующая группа специалистов.

Общее руководство управлением операциями за собственный счет и клиентскими операциями осуществляет директор. Его ответственность выходит за рамки чисто дилинговой деятельности. Он отвечает также за ведение валютной позиции всего банка, соблюдение внутренних и внешних лимитов, кадровую политику, информирование руководителей банка о дилинговой деятельности. Он же несет всю полноту ответственности за исчисление прибыли и убытков по операциям управления.

Быстрое исполнение сделок дилинговыми подразделениями невозможно без использования современной компьютерной и ком-


Рис. 4.3. Схема организации валютного дилинга

муникационной техники. Отношения с внешним миром устанавливаются посредством присоединения к одному или нескольким информационным агентствам. По своим информационным каналам они постоянно посылают на экран дилера сообщения о последних спот-курсах, своп процентных ставках, котировках ценных бумаг, новостях экономики и политики. Поставщиками информации выступают банки и брокерские фирмы, которые совместно с другими участниками рынка или самостоятельно передают по специальным каналам курсы и процентные ставки. Информационные агентства получают эту информацию и за определенную плату предоставляют ее далее пользователям по всему миру.

Дилер может получать информацию не только на своем рабочем месте. Информационные агентства продают мобильные приборы, по которым дилеру сообщается динамики важнейших курсов в любом месте, где бы он ни находился – дома или в ресторане.

Представители информационных агентств предлагают для аналитических целей свои банки данных, а также необходимое для них программное обеспечение. Прогнозы динамики курсов и процентных ставок, полученные в форме графиков (charts) на базе данных прошлых лет, безусловно, имеют важное значение для дилера.

Главными задачами дилинговой системы являются учет заключенных сделок, ведение позиции, информация о потоках платежей в иностранной валюте (cash-flows) и контроль лимитов. Поскольку торговля предполагает обработку сделок в режиме реального времени (on line, real time) и для нее необходимы различные оценки результатов сделок и полученных доходов, к дилинговой системе подключаются также подразделения, занятые обеспечением сделок.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое валютный дилинг?

2. Что такое валютная позиция банка и какие позиции могут возникнуть в деятельности банка?

3. Приведите пример активной и пассивной валютной операции банка?

4. Ч то относится к текущим операциям коммерческого банка?

5. Какие ограничения существуют на волютные операции, связанные с движением капатала?

6. Что относится к срочным валютным операциям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: