Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791—1824). Одна из главных ею работ — полотно «Плот Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина — манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистическою влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живописность цвета. В конце жизни Жерико сделал замечательные портреты душевнобольных людей, с реалистической силой отразившие боль за человека. Кроме тою, он писал бытовые сцены, пейзажи (Щерби в Эпсоме>). Творчество Жерико оказало влияние на реалистов середины ХIХ в.
Замечательнейшее явление романтизма — живопись Эжена Делакруа (1798— 1863), часто писавшею полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшею ряд исторических композиций. Шедевр ею творчества — картина Свобода, ведущая народ, написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанкя с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской.
|
|
С 20-х гг. ХIХ в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к напряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный темперамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, воссоздающих образы истории, Востока, классической и современной ему литературы. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ — «Взятие крестоносцами Константинополя»,.
Мечтой о свободе пронизана картина «Резня на Хиосе», в которой изображен эпизод борьбы греческого народа против турецкого ига.
Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав но- вые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве.
С романтической школой связано и творчество крупнейшего графика-карикатуриста Оноре Домье (1808—1879). Его считают великим художником, творчество которого стоит на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40—70-е гг. ХIХ в.. Благодаря введенной в искусство литографии¹ получили широчайшее распространение такие его работы, как «Законодательное чрево», «Улица Транснопен», «Простите, сколько времени?» (см рис 1), «Печатник, ставший на защиту свободы печати». Полны глубокого сосредоточенного чувства его картины и акварели «Бурлак», «Суп», «Вагон III класса», посвященные суровой жизни простых людей, величию их жизненного пути («Тяжелая ноша»), чистоте их внутреннего мира («Прачка»). Народное возмущение — содержание картины «Восстание».