Билет. Романтизм в искусстве Испании

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. странное, фантастическое, живописное. В начале 19 в. слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Романтизм в традиционном, конкретно историческом значении этого слова явился высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам. Его основная социально-идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антогонизмы, а также духовное опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину внутренней природы человека. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяге к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре. В архитектуре романтизм получил слабое отражение, повлияв главным образом, на садово-парковое искусство и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотическими мотивами, а также на направление ложной готики. В конце 18 – начале 19 вв. черты романтизма в разной мере уже присущи: в Англии – живописным и графическим произведениям Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов нередко прорывается мрачный, изощренный гротеск; в живописи, графике и поэзии У. Блейка – романтизм проникнут мистическим визионерством; в Испании – позднее творчество Гойи исполнено безудержной фантазией и трагическим пафосом, страстным протестом против феодального гнета и насилия.

БИЛЕТ.

Французское искусство первой половины 19 века. Пейзажная живопись. Говоря о пейзажистах середины XIX века нельзя обойти молчанием одного из самых тонких мастеров французского пейзажа – Камиля Коро (1796-1875). В Салонах он выставлялся, но всегда помещался в самых темных местах, где пропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуют романтики. Не впадая в отчаяние от неуспеха у официальной публики, Коро пишет этюды для себя и скоро становится создателем интимного пейзажа, «пейзажа настроения». («Воз сена», «Колокольня в Анжентее»). В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы у него окутаны легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность. Но главное – изображение всегда проникнуто личным отношением художника, его настроением. Его гамма цветов как будто не богата. Это градации серебристо-жемчужных и лазурно-перламутровых тонов. «Чтобы понять Коро, нужно слишком рано вставать», – будто бы сказал Наполеон III, намекая на несоизмеримость мира художника и мира жизненной руины. «Чтобы понять мои картины, – говорит Коро, – нужно набраться терпения и дождаться, пока поднимется туман». Письмо Коро размашистое, свободное. Именно это качество вызывало резкие нападки официальной критики. Наряду с пейзажами Коро писал много портретов. Часто они выполнялись на фоне спокойной природы. Коро не был предшественником импрессионизма. Но его способ передавать световую среду, его отношение к непосредственному впечатлению от природы и человека имели большое значение для утверждения живописи импрессионистов и во многом созвучны их искусству. Одно время в Барбизоне работал Жан Франсуа Милле (1814-1878). Родившийся в крестьянской среде, Милле навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир – основной жанр Милле. Из родной Нормандии он приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х года, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы, особенно с Теодором Руссо. С этого времени начинается зрелый период творчества Милле (Салон 1848 г – картина на крестьянскую тему «Веятель»). Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел нужду, но теме не изменил. «Я крестьянин и ничего больше, чем крестьянин», – говорил он о себе. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный и монументальный образ труженика земли («Сеятель», 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины «Анжелюс» и «Собирательницы колосьев». Для почерка Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милее достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда и при помощи объемно-пластической трактовки, и ровной цветовой гаммой. Он любит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягко сгармонизованных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонах. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые над линией горизонта, еще более усиливают общую лапидарность композиции, имеющей в целом какое-то эпическое звучание. «Анжелюс» – это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле. Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения. В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлекся пейзажем. В «Зимнем пейзаже с воронами» (1866 г.) нет крестьян, они давно ушли, бросив пашню, по которой бродят вороны. Земля прекрасна, печальна и одинока. «Весна» – последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющая яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника. Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь поставили Милле в один ряд с барбизонцами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX века

В области пейзажной живописи господство классицизма не принесло Франции значительных успехов. Солидные и умелые мастера классического пейзажа Бертен или Мишалон вспоминаются теперь только как учителя более молодого поколения. Романтические тенденции получили свое наиболее яркое выражение в области чистого пейзажа в творчестве Поля Гюз (1804—1869). Примером его живописи, полной настроения и звучных романтических эффектов, может служить картина «Наводнение в Сен-Клу» (Лувр). Большое значение для развития пейзажной живописи во Франции имело творчество Жоржа Мишеля (1763—1843). Его реалистические пейзажи, с выбором очень простых, внешне ничем не примечательных мотивов, с несколько скупой серовато-золотистой гаммой топов, несли в себе большую искренность чувства и правдивость передачи реальности. «Пейзаж с мельницей» (Эрмитаж) и «Гроза» (Страсбург, Музей) показывают, что Мишель был предшественником и зачинателем французского реалистического пейзажа 19 века.

БИЛЕТ.

«АНГЛИЙСКИЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: