Расчет эффективности сделки по экспорту и по импорту

Экспортно-импортные операции - коммерческая деятельность предприятий различной государственной принадлежности, связанная с куплей-продажей товаров при условии пересечения ими таможенной границы.

1) Основной источник дохода предприятия во внешнеторговых операциях - внешняя торговля (экспорт и импорт товаров). Необходимое условие успешного проведения - предварительный анализ эффективности экспорта и импорта.

2) Единой системы анализа эффективности экспорта/импорта не существует.

3) Наиболее простой метод: сравнение дохода и расходов (связанные с исполнением сделки) предприятия от экспорта/импорта.

Таким образом, экспортные затраты равны сумме внутренней цены товара, транспортных расходов, административно-управленческих и организационных расходов.

Экспортный доход предприятия от экспорта товаров - это валютная выручка, поступающая на расчетный счёт предприятия. Для того, чтобы экспорт товара был эффективен, необходимо, чтобы экспортный доход превышал экспортные затраты. Однако это условие не является достаточным. Экспорт товара целесообразен, если экспортная прибыль превышает внутреннюю прибыль предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная прибыль равна экспортному доходу за вычетом экспортных затрат, а внутренняя прибыль - внутреннему доходу за вычетом себестоимости товара. При этом внутренний доход - это рублевая выручка от продажи товара, предназначенного на экспорт.

Ээб = Вэ/(ВЦт+Тр+Ор+АУР)

Ээб – базовыйкоэф. эфф. экспорта

Вэ - выручка от экспорта

ВЦт - внутренняя цена товара

Тр - транспортные расходы

Ор - организационные расходы

АУР - административно-управленческие расходы

Если Ээб>1, экспорт эффективен.

Чем он выше, тем выше эфф. экспорта.

Как уже отмечалось выше, для определения эффективности экспорта расчёта только базового коэффициента эффективности экспорта недостаточно. Необходимо выяснить, является ли экспорт товара более выгодной операцией, чем продажа этого товара внутри страны. Для этого служит альтернативный коэффициент эффективности экспорта:

Ээа =

Ээа – альтернативный коэффициент эффективности экспорта,

Вв – внутренняя выручка (выручка от продажи товара внутри стра-ны), остальные элементы аналогичны элементам предыдущей формулы. Если Ээа>1, экспорт эффективен, если нет, то продажа товара на внутренний рынок более эффективна, чем его экспорт.

Показатели экономической эффективности внешнеторговой деятельности:

1) Экспорта = Цэ/Цвн+Тр+Ор

2) Импорта = Цвн/Ци+Тр+Ор

3) Влияние обеспечивающих расходов:

Кэээ = Цэ/(Цвн+Тр+ОРГр)

Кэээ = [Цэ - (Тр+ОРГр)]/Цвн

Влияние валютного курса: рубль падает - Кэээ растет

Показатель интегрального экономического эффекта от экспортно-импортной деятельности

Кэээ-эзи = Кэээ-Кззи

12. Организация и управление конъюнктурно-ценовой работой на предприятии (на чем нужно сконцентрироваться?)

Конъюнктура – это сложившаяся на рынке в настоящее время экономическая ситуация, определяемая изменениями различных экономических показателей под воздействием определенных факторов.

Процесс изучения внешних рынков, их конъюнктуры, в принципе незначительно отличается от исследований любого внутреннего рынка. Цели, характер работы, методология анализа во многих случаях сходны, однако, большие масштабы, широта охвата, сложность подбора и анализа данных превращают этот процесс в специализированную комплексную деятельность, заниматься которой должны высококвалифицированные специалисты.

Эффективность работы по изучению конъюнктуры, проблем и долговременных тенденций внешних рынков и существенный результат от такого рода работы возможны только при соблюдении основных принципов аналитической работы, а именно: целенаправленности, комплексности, систематичности.

Целенаправленность означает, что исследование конъюнктуры рынка, тенденций его развития должны быть тесно увязаны с основными задачами, стоящими в настоящий момент перед организацией (например, выйти на экспорт с поставкой того или иного товара). Конкретные цели и проблемы должны диктовать масштабы, направления, глубину проводимых рыночных исследований.

Комплексный подход означает, во-первых, необходимость анализа всех основных элементов товарного рынка, во-вторых, обязательность его изучения во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями, в-третьих, охват всей группы ведущих факторов, которые оказывают на изучаемый рынок основное воздействие.

Систематичность наблюдений и анализа – непременное требование к изучению рыночной конъюнктуры. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на внешнем рынке и их учет в практической деятельности.

Проведение анализа конъюнктуры того или иного товарного рынка предполагает несколько этапов.

1. Начальным этапом изучения любого товарного рынка является выявление действующих на рынке так называемых конъюнктурообразующих факторов.

Все конъюнктурообразующие факторы принято классифицировать на циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка, либо сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и временные. Перечисленные факторы влияют на конъюнктуру товарного рынка в тесном взаимодействии, дополняя, усиливая, или же наоборот, ослабляя друг друга.

2. Следующим этапом изучения рынка является анализ рыночных показателей, позволяющих количественно и качественно оценить происходящие на рынках изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры.

Показатели, используемые для изучения конъюнктуры можно систематизировать по группам:

• Данные о промышленном производстве

• Данные о потреблении товара; показатели внутреннего товарооборота

• Показатели внешней торговли

• Движение товарных запасов

· Цены и др.

Производство. Показатели движения промышленного производства имеют первостепенное значение для анализа конъюнктуры любого товарного рынка. Проводится анализ изменения динамики производства с помощью сравнительного анализа данных о производстве в абсолютных единицах, либо индексов промышленного производства.

В абсолютных показателях можно выразить динамику производства какого-либо одного товара с неизменными товарными характеристиками. С помощью индексов, или относительных показателей, выражается динамика всего промышленного производства или одной отрасли, выпускающих обширную номенклатуру товаров.

Спрос и потребление товара. Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления и спроса в целом и по основным странам-потребителям. Отражается фирменная структура потребления, изменения конкурентоспособности товара. Особое внимание уделяется внедрению новых товаров на рынке, анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения в формах и методах сбыта. Анализируется движение запасов продукции в товаропроводящей сети, а также освещается политика производителей и потребителей в данной области.

Международная торговля. В этом разделе проводится анализ мировой торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта и импорта в целом и по основным странам-поставщикам. Наиболее важным представляется установить изменения в области внешней торговли: объем и географическое распределение экспорта и импорта, изменение в товарной номенклатуре, удельный вес отдельных стран в международной торговле и т.д.

Движение товарных запасов. Общая закономерность движения товарных запасов в ходе цикла воспроизводства такова: они достигают максимума в начале кризиса и сокращаются до минимума, когда производство начинает расширяться. При этом движение запасов различных товаров могут отличаться друг от друга. Показатель движения запасов имеет значение для исследования конъюнктуры и составления прогноза рынков многих товаров.

Цены. При изучении конъюнктуры товарных рынков цены играют главную роль. Они являются интегральным показателем конъюнктуры, в их движении отражаются изменения многих других показателей, характеризующих развитие конъюнктуры. Изменение объема производства, потребления, политических и иных условий – все это влечет изменение цен.

Исследование конъюнктуры товарного рынка подразумевает анализ динамики оптовых и экспортных цен ведущих стран-производителей, потребителей и экспортеров. При этом анализируются основные причины изменения цен, освещается политика ведущих компаний в области цен на данном рынке, политика государства по их регулированию.

3. Дальнейшим и центральным этапом в рыночном исследовании является непосредственно оценка состояния спроса и предложения на основе рассмотрения существующей ситуации на рынке и определение перспектив развития рыночной конъюнктуры.

Обычно выделяются два уровня исследования конъюнктуры: общехозяйственный и товарно-рыночный. Общехозяйственная конъюнктура предполагает исследование самого общего состояния мирового хозяйства, либо в отдельно взятом регионе или стране. На этом общем фоне уже исследуется конъюнктура конкретного товарного рынка с учетом его специфики и места в системе хозяйственных связей.

Дальнейшие этапы деятельности предприятия по выходу на внешние рынки с экспортными поставками предполагают выполнение следующих задач:

· Более подробное рассмотрение не товарного рынка в целом, а отдельных его составных элементов, конкретных параметров (таких, например, как уровень конкурентоспособности товаров отечественного производства по сравнению с зарубежными аналогами, специфика требований покупателей к аналогичным товарам, стандарты и т.д.)

· Оценка емкости рынка конкретного назначения, куда предполагается осуществление экспортных поставок, и тенденций ее изменения

· Изучение фирменной структуры рынка и ряд других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: