double arrow

Виды кооперации

· предметная (выпуск готовых товаров одной отрасли – внутриотраслевая и выпуск товаров разных отраслей – межотраслевая),

· подетальная (про-изводство деталей, узлов, агрегатов),

· технологическая (выполнение от-дельных технологических процессов).

При подетальной кооперации каждый партнер осуществляет на своих предприятиях конечную сборку, получая необходимые комплектующие изделия от другого партнера; или один из партнеров организует сборку конечного продукта, получая узлы и детали по кооперации и возмещая затраты партнеру поставками конечной продукции. Кооперация также может сложиться на основе обмена производственными про-граммами в рамках полного ассортимента, когда определенные типы продукции изготавливаются у того или иного партнера с последующим обменом этой продукцией между партнерами.

Научно–техническое сотрудничество также рассматривается как форма экономического сотрудничества, способствующая развитию кооперации. В частности, торговля технологией и лицензиями может вы-ступать как самостоятельный объект коммерческой сделки, когда лицен-зионное соглашение сопровождается соглашениями о поставках обору-дования, необходимого для организации производства по лицензии, час-тей и деталей изготовляемых по лицензии изделий и т.д. (поставка обо-рудования предусматривается во многих лицензионных соглашениях), а также как дополняющая сделку по купле–продаже машин и оборудования, когда торговля лицензиями и «ноу–хау» облегчает покупателю ис-пользование импортируемого оборудования.

Кооперирование на основе заключения контракта купли–продажи товара – наиболее известный вид производственных связей в промыш-ленности и в строительстве. Оно имеет несколько разновидностей:

Подрядное производственное кооперирование может предусматриватьпрямой подряд по изготовлению продукции и подряд по проектированию и выпуску машин и оборудования. Первый вид кооперации, предусматривающий реализацию контракта на изготовление определенного товара, часто на-зывают «классическим».

· При «классическом» подряде выполнение подрядчиком работы по изготовлению изделий или выполнению какой-либо операции произво-дится в соответствии с указаниями заказчика, т. е. по его чертежам и спецификациям, под его ответственность и за его счет. Партнерами мо-гут быть фирмы разных размеров, но преимущественно контракты выдает крупная фирма, получающая крупный заказ (подряд), а ее партнеры– исполнители часто называются субподрядчиками. Подобная субподрядная система, иногда также называемая «субконтрактной» – одна из форм производственной кооперации. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям–подрядчикам, выдающим заказы достичь высокой эффективности производства, благодаря рационально-му использованию имеющихся ресурсов. Методика подрядной системы состоит в следующем: две стороны – фирма – заказчик (в американской бизнес–терминологии – contractor) и исполнитель (субподрядчик) за-ключают между собой соглашение. Заказчик поручает одному или не-скольким предприятиям (субподрядчикам) производство деталей, ком-плектующих или узлов необходимых для производства конечного про-дукта. Субподрядчик производит работы в соответствии с техническими условиями заказчика.

· Подряд по разработке и изготовлению конструктивно оригиналь-ных машин и оборудования отличает от разновидностей «классическо-го» подряда то обстоятельство, что заказчик выдает подрядчику лишь общие данные относительно параметров заказываемых машин. На ответственности последнего – весь процесс проектировали, разработки и изготовления. Собственно производственное кооперирование начинается между сторонами с момента создания подрядчиком промышленного об-разца. Последний передает заказчику чертежи, техническую документа-цию и все материалы. После этого проводятся совместные испытания точности, надежности, экономичности работы созданного образца.

Сбытовая кооперация. При сбытовой кооперации ряд независимых производителей однотипного оборудования организовывают единую сбытовую сеть в целях объединения усилий по преодолению конкуренции, связанной с выходом на рынок, и закреплению на нем, что обуславливает, с одной стороны, сокращение расходов, связанных с осуществлением этой деятельности (совместные рекламные мероприятия, издание прейскурантов, технико-коммерческой документации и др.), а с другой стороны – повышает конкурентоспособность этих фирм и прибыльность операций. При этом часто используются совместно не только сбытовые организации, принадлежащие каждому из партнеров, но также и их предприятия по техническому обслуживанию проданной продукции.

Производственно–сбытовая кооперация. С целью обеспечения наибольших коммерческих результатов на рынке в течение длительного периода нередко происходит объединение производственной и сбытовой кооперации в производственно–сбытовую форму, при которой осущест-вляется сбыт совместно созданной продукции (например, в области производства самолетов, тракторов и автомобилестроении, робототехники и других отраслях). В соглашениях об организации производственно–сбытовой кооперации может предусматриваться раздел рынков между партнерами для возможности самостоятельной продажи совместно созданных изделий на согласованных коммерческих условиях (цены, условия платежа и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: