Сборник Е.А. Баратынского «Сумерки»

Книга стихотворений «Сумерки»(1842) принадлежит к последнему периоду творчества поэта (1833-1844) и является новаторским сборником. Стихи написаны в разные годы, но объединены логикой мысли. Сборник «Сумерки» - это посвящение Вяземскому (в то время считался уже архаической личностью). Он вызывает к жизни пушкинское время. Баратынский называет Вяземского звездой Великой Плеяды (созвездие талантливых поэтов).

Заглавие книги многозначно: это и сумерки человека, жизнь которого приближается к концу, и сумерки земной жизни, и сумерки поэзии.

Сборник стихотворений «Сумерки» включает в круг вечных тем, волнующих поэта, тему поэзии как последней и единственной пристани для бытия духа. Но прежде чем излиться в стихах, душа страдает, терзается муками в потребности единства чувства и мысли. Здесь ощутим прорыв из сложного синтаксиса, насыщенного устаревшими оборотами, инверсиями, архаической лексикой в гармонически стройную и благородную музыку.

В сборнике поэтические идеи поэта о грядущей судьбе человечества окрашены глубоким трагизмом. Начинается сборник со вступления, в котором Баратынский размышляет о «золотом веке» русской поэзии. «Золотой век» давно миновал, поэтому нужно готовиться к мужественному приятию конца. Теперь эта проблема касается всего человечества, обреченного на гибель.

В книге Баратынский мечтает о временах, когда духовная жизнь представляла единое целое с физической жизнью. Довольствуясь малыми материальными потребностями, люди производили духовное богатство. Но затем гармония чувства и разума распалась, и исчезло творческое начало. Дух, распавшийся с телом, не может производить духовных ценностей. Он уже не способен сделать человечество более нравственным, более гуманным. Напротив, он отдаляет человечество от истинного процветания. Значит то, что мы считаем прогрессом (расцвет наук, торговли), на самом деле демонстрирует упадок духа: исчезает поэзия, искусство, красота, которые и влекут человека к совершенству.

В «Сумерках» поэт нашел конкретно-историческую почву для философских рассуждений. Человек, одинокий в обществе и мире, все же сохраняет духовность и остается причастен поэзии среди чужого ему бездуховного царства. Баратынский обозревает историю человеческого рода, обращаясь к легендам, преданиям, возникшим на заре цивилизации. Онтологическими темами насыщены стихотворения «Последний поэт», «Мудрецу», «Рифма». Они образуют исторический фон трагического пути человечества, неумолимо идущего к духовной гибели. Разум стал корыстным, эгоистичным, лишенным сердечности и добра. Душа умирает раньше тела, поэтому жизнь тела становится бессмысленной.

Воскрешая в «Сумерках» эпикурейские темы пиров и наслаждений («Бокал», «Осень»), Баратынский сообщает им трагический смысл. Осень – пора увядания природы и сбора урожая, пора подведения итогов деятельности человека в истории. Так как гибнет дух, то плодами созданных им ценностей некому наслаждаться.

Внутренняя сквозная тема сборника – безмерная горечь утраты высших духовных ценностей. Недаром книга открывается стихотворением «Последний поэт» и завершается стихотворением «Рифма».

«Последний поэт». Человечество достигло царства разума и материального могущества, но все это куплено ценой утраты идеалов. Трагедия личности и человечества коренится в самом человеке, и это нужно понимать. Человек мог быть или не быть счастливым. Это зависело от того, сумеет ли он сохранить равновесие плоти и духа, или же его увлечет ложная дорога. Чем человек ближе к природе, тем он счастливее. Именно поэтому возможности первобытного человека были безграничны. Способности же современного человека ограничены материальными потребностями и запросами, а душа задыхается в этой узкой сфере.

Баратынский усматривает новое противоречие: созданные индивидуальным духом ценности остаются «вещью в себе» и не находят общественного признания, поскольку общечеловеческая мера этих ценностей потеряна вследствие разобщенности поэта и народа:

Меж нас не ведает поэт,

Высок его полет иль нет…

Но это противоречие Баратынский снимает – рифма становится у него символом гармонии мира и человеческого духа, главным смыслом существования:

Одна с божественным порывом

Миришь его твоим отзывом…

Однако изолированный от народа и не встречающий отклика поэт оставляет поэзию, надеясь найти утешение в природе, сажая деревья и ожидая урожай.

Таким образом, Баратынский встал на защиту духовности, решая «мятежные вопосы» вселенского значения. Белинский: «Мыслящий человек всегда с удовольствием перечтет стихотворения Баратынского, потому что найдет в них человека – предмет вечно интересный для людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: