Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Бюджет может иметь различные виды и формы. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или баланса бюджет не имеет стандартизованной формы. Структура бюджета зависит оттого, что является предметом бюджета, от размера организации, от квалификации и опыт» разработчиков. При подготовке бюджета необходимо начинать с ясной формулировки его названия и указания периода времени, для которого он составлен.
В данной главе на примере небольшой фирмы были рассмотрены основные принципы и этапы формирования месячного бюджета компании. На основе месячных бюджетов строится текущий бюджет компании, как правило, на один год.
В некоторых отраслях промышленности бюджетный период может быть больше или меньше года. В основном это связано со спецификой производства. Так, в компаниях, осуществляющих пошив модной одежды, бюджетный период может быть 6 месяцев (по сезонам: весна-лето, осень-зима). В судостроительных компаниях - от трех до пяти лет (обычно в такие сроки осуществляется строительство крупного корабля).
|
|
В большинстве компаний бюджетный период - календарный год с разбивкой на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов. Такая разбивка вызвана целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности.
В течение года бюджеты могут корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств: по мере завершения месяца или квартала к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внугригодовое планирование.
Бюджеты разрабатываются как в целом для компании, так и для ее структурных подразделений или отдельных видов деятельности.
Сформированный годовой бюджет представляется на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с финансовыми коэффициентами, характеризующими эффективность хозяйственной деятельности на плановый период.
Общий бюджет компании, как правило, подкрепляется подробными вспомогательными программами, бюджетами, планами-графиками, например программой сбыта по потребителям, которая включает в себя план-график отгрузки и оплаты товара по клиентам. Данная программа обычно детализируется по дилерам, крупным клиентам и прочим покупателям. Некоторые компании разрабатывают программу закупок сырья и материалов по поставщикам, аналогичную программе сбыта по потребителям.
Задача
Мебельная компания производит столы и стулья. Финансовую и инвестиционную деятельность компания не осуществляет.
|
|
Службы компании предоставили следующую информацию. I. Прогноз баланса на начало очередного бюджетного периода (месяца), тыс. руб.
АКТИВ | Начало периода |
1. Внеоборотные активы | |
II. Оборотные активы, в том числе | |
Запасы, в том числе | |
запасы сырья и материалов | |
запасы готовой продукции | |
незавершенное производство | |
Дебиторская задолженность | |
Денежные средства | |
Баланс | |
ПАССИВ | |
Уставный капитал | |
Добавочный капитал | |
Прибыль | |
Долгосрочные кредиты к займы | |
Краткосрочные кредиты и займы | |
Кредиторская задолженность | |
Баланс |
[1]. По оценке маркетинговой службы, объем продаж составит:
столы - 120 шт.
стулья - 420 шт.
2. Цена единицы продукции:
стол - 10 тыс. руб.
стул - I тыс. руб.
3. Планируемые запасы продукции на начало периода:
столы - 30 шт.
стулья - 30 шт.
4. Запасы продукции на конец периода должны быть не менее:
столы - 10 шт.
стулья - 10 шт.
5. Нормативами установлен расход пиломатериалов для производства единицы продукции:
стола -2 м2
стула - 0,5 мг
6. Цена I м1 пиломатериалов - I тыс. руб.
7. Расход метизов (крепежных материалов) для производства единицы продукции:
стола - 10 шт.
стула - 5 шт.
8. Цена одной штуки метизов - 0.1 тыс. руб.
9. Запасы сырья и материалов на начало периода: пиломатериалов - 60 м2
метизов - 200 шт.
10. Запасы сырья и материалов на конец периода:
пиломатериалов - 20 м2
метизов - 600 шт.
11. Трудозатраты на производство единицы продукции:
стола - 10 час.
стула - 5 час.
12. Почасовая оплата рабочих составляет 0,2 тыс. руб.. включая ЕСН.
13. Общепроизводственные расходы приведены в таблице, тыс. руб.:
Л№ | Показателя | Всего |
Аренда | ||
Энергия и освещение | ||
Вспомогательные материалы | ||
Заработная плата вспомогательного персонала | ||
Заработная плата управленческого персонала | ||
Текущий ремонт | ||
Страхование | ||
Амортизация | ||
14. Административные расходы представлены в таблице, тыс. руб.: | ||
№№ | Показатели | Расходы |
Оплата труда | ||
Коммунальные расходы | ||
Текущий ремонт | ||
Канцелярские расходы | ||
Услуги связи | ||
Прочие расходы |
15 Коммерческие расходы приведены в таблице, тыс. руб.:
№ | Показателя | Расходы |
Реклама | ||
Оплата труда персонала | ||
Командировочные | ||
Услуги связи |
16. Дебиторская и кредиторская задолженность останется на прежнем уровне.
17. Налог на прибыль - 20%, налог на имущество – 1 %.
Необходимо составить бюджет компании на следующий месяц.
Список рекомендуемой литературы
1.Ш. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит. 1994.
2.Обэр-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Прогресс, 1973.
3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. М.: Финансы и статистика. 1993.
4. Хан Д., Хунгенберг X. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2005.