Заключение

Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Бюджет может иметь различные виды и формы. В отличие от фор­мализованных отчета о прибылях и убытках или баланса бюджет не имеет стандартизованной формы. Структура бюджета зависит оттого, что являет­ся предметом бюджета, от размера организации, от квалификации и опыт» разработчиков. При подготовке бюджета необходимо начинать с ясной формулировки его названия и указания периода времени, для которого он со­ставлен.

В данной главе на примере небольшой фирмы были рассмотрены основ­ные принципы и этапы формирования месячного бюджета компании. На основе месячных бюджетов строится текущий бюджет компании, как пра­вило, на один год.

В некоторых отраслях промышленности бюджетный период может быть больше или меньше года. В основном это связано со спецификой производ­ства. Так, в компаниях, осуществляющих пошив модной одежды, бюджет­ный период может быть 6 месяцев (по сезонам: весна-лето, осень-зима). В судостроительных компаниях - от трех до пяти лет (обычно в такие сроки осуществляется строительство крупного корабля).

В большинстве компаний бюджетный период - календарный год с раз­бивкой на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедель­ных периодов. Такая разбивка вызвана целями контроля управления. В кон­це контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности.

В течение года бюджеты могут корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств: по мере завершения месяца или квартала к бюджету добавля­ется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерыв­ное внугригодовое планирование.

Бюджеты разрабатываются как в целом для компании, так и для ее струк­турных подразделений или отдельных видов деятельности.

Сформированный годовой бюджет представляется на рассмотрение планово-финансовой комиссии вместе с финансовыми коэффициентами, ха­рактеризующими эффективность хозяйственной деятельности на плановый период.

Общий бюджет компании, как правило, подкрепляется подробными вспо­могательными программами, бюджетами, планами-графиками, например программой сбыта по потребителям, которая включает в себя план-график отгрузки и оплаты товара по клиентам. Данная программа обычно детализи­руется по дилерам, крупным клиентам и прочим покупателям. Некоторые компании разрабатывают программу закупок сырья и материалов по по­ставщикам, аналогичную программе сбыта по потребителям.

Задача

Мебельная компания производит столы и стулья. Финансовую и инвести­ционную деятельность компания не осуществляет.

Службы компании предоставили следующую информацию. I. Прогноз баланса на начало очередного бюджетного периода (месяца), тыс. руб.

АКТИВ Начало периода
1. Внеоборотные активы  
II. Оборотные активы, в том числе  
Запасы, в том числе  
запасы сырья и материалов  
запасы готовой продукции  
незавершенное производство  
Дебиторская задолженность  
Денежные средства  
Баланс  
ПАССИВ  
Уставный капитал  
Добавочный капитал  
Прибыль  
Долгосрочные кредиты к займы  
Краткосрочные кредиты и займы  
Кредиторская задолженность  
Баланс  

[1]. По оценке маркетинговой службы, объем продаж составит:

столы - 120 шт.

стулья - 420 шт.

2. Цена единицы продукции:

стол - 10 тыс. руб.

стул - I тыс. руб.

3. Планируемые запасы продукции на начало периода:

столы - 30 шт.

стулья - 30 шт.

4. Запасы продукции на конец периода должны быть не менее:

столы - 10 шт.

стулья - 10 шт.

5. Нормативами установлен расход пиломатериалов для производства еди­ницы продукции:

стола -2 м2

стула - 0,5 мг

6. Цена I м1 пиломатериалов - I тыс. руб.

7. Расход метизов (крепежных материалов) для производства единицы про­дукции:

стола - 10 шт.

стула - 5 шт.

8. Цена одной штуки метизов - 0.1 тыс. руб.

9. Запасы сырья и материалов на начало периода: пиломатериалов - 60 м2

метизов - 200 шт.

10. Запасы сырья и материалов на конец периода:

пиломатериалов - 20 м2

метизов - 600 шт.

11. Трудозатраты на производство единицы продукции:

стола - 10 час.

стула - 5 час.

12. Почасовая оплата рабочих составляет 0,2 тыс. руб.. включая ЕСН.

13. Общепроизводственные расходы приведены в таблице, тыс. руб.:

Л№ Показателя Всего
  Аренда  
  Энергия и освещение  
  Вспомогательные материалы  
  Заработная плата вспомогательного персонала  
  Заработная плата управленческого персонала  
  Текущий ремонт  
  Страхование  
  Амортизация  
14. Административные расходы представлены в таблице, тыс. руб.:
№№ Показатели Расходы
  Оплата труда  
  Коммунальные расходы  
  Текущий ремонт  
  Канцелярские расходы  
  Услуги связи  
  Прочие расходы  

15 Коммерческие расходы приведены в таблице, тыс. руб.:

Показателя Расходы
  Реклама  
  Оплата труда персонала  
  Командировочные  
  Услуги связи  

16. Дебиторская и кредиторская задолженность останется на прежнем уровне.

17. Налог на прибыль - 20%, налог на имущество – 1 %.

Необходимо составить бюджет компании на следующий месяц.

Список рекомендуемой литературы

1.Ш. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит. 1994.

2.Обэр-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Прогресс, 1973.

3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. М.: Финансы и статистика. 1993.

4. Хан Д., Хунгенберг X. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции кон­троллинга. М.: Финансы и статистика, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: