Нетрудно себе представить, что действующий педпроцесс невозможен без информационного обеспечения, корректировки и регулировки, контроля и подведения итога. Без всего этого он остается образованием теоретическим, не более.
Педпроцесс является ядром педагогического управления, он приводится в действие только как его составная часть. Благодаря управлению он налаживает обратную связь с учащимися, делается еще более гибким и приспособленным к ним. В то же время правильно будет сказать, что управление развитием учащегося и его учителя непременно идет через педагогический процесс.
Таким образом, целостность, динамичность педпроцесса обеспечивается за счет выбора его компонентов, вариантов внутренней структуры, включения в систему педагогического управления. Лишь динамичный процесс легко и быстро приспосабливается педагогом к учащимся, их особенностям и себе лично. Более того, благодаря своей динамичности он отражает человека — своего участника, может вполне сделаться не только в высшей степени полезным, т. е. развивающим, но и приятным, т. е. комфортным.
Задания для самостоятельной работы
1. Выделите и обоснуйте основные направления, посредством которых педпроцесс приспосабливается к целям развития учащегося и педагога.
2. Проанализируйте: какие из условий выбора компонентов педпроцесса учитывались более всего или чаще нарушались в практике вашей учебы в школе, ПТУ, техникуме, вузе.
3. Посетите урок (или другую форму организации педпроцесса) и проанализируйте его, используя таблицу 19.
4. Проведите самонаблюдение (рефлексию) за выполнением вами самостоятельной работы (подготовка курсового проекта, чтение и конспектирование специальной литературы и др.) и составьте график психологической структуры (см. таблицу 3). Объясните его.
5. Заполните до конца таблицу 19.
Глава 3.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ