Сыновство человека и Бога

Мы ищем ответ на вопрос, который первым встаёт, когда мы говорим о сотирологии, что как условие спасения предшествует вере. Что как условие спасения предшествует вере? Сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

Мы говорили, что если обозреть весь промежуток времени от Сима до Авраама, то это огромный исторический пероид, более 1000 лет. Авраам это 11 век после Потопа. Огромный истоический период, в центре которого Вавилон – мощное греховное движение в человечестве, первый после Потопа опыт построения всемирной цивилизации и прообраз последней всемирной цивилизации, имя которой – тоже Вавилон. Названные в Писании потомки Сима, симиты жили поблизости от Вавилона, видели созидание и распад Вавилонской цивилизации, и мы также спрашивали как древняя Церковь пережила Вавилон.

Ответ будем искать в той части Книги Бытия, которая называется родословная Фарры. Она начинается с 27 ст 11 гл. О том, кем был Фарра, отец Авраама, нам из Священного Писания известны два обстоятельства. Два обстоятельство и одно решительно противоречит другому. Во-первых Фарра имел родословие, толдот, а родословия идут только от Бога. Если Фарра имел толдот, это значит, что он сохраняет своё сыновство от Адама и Бога. Это с одной стороны. А с другой стороны, Фарра и отцы евреев до него служили иным богам. То есть были язычники. В Священном Писании есть сведения, что Фарра не знал Единого Бога. В Книге Иисуса Навина читаем о деяниях этого вождя, который привёл народ в Землю обетованную. Иисус Навин так начинает свою последнюю речь. Эта книга Иисуса Навина 24 гл 2,3 ст. «И сказал Иисус Навин всему народу говоря: так говорит Господь Бог израилев: по ту сторону реки жили отцы ваши издревеле Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. И Я взял Авраама от той стороны реки и путеводил его по всей земле ханаанской».

То есть Фарра и отцы евреев до него служили иным богам. Мы спрашивали как церковь пережила Вавилон. Было утрачено истинное богопочетание. Как церковь пережила Вавилон? Было утрачено истинное богопочетание. А была ли Церковь? С этой тайной церковной жизни нам предстоит встреча. Люди забыли истинного Бога, а линия преемства в церковной жизни не прервалась. Из родословия Фарры узнаём, что он жил в уре Халдейском. По еврейски «ур каздим» это древний известный город в южной месопотамии юговосточнее Вавилона. Возможно потомки Сима поселились там со времени сына Сима, которого звали Арфаксад. Это имя понимают как сопредельный сказдим халдеями жителями Вавилонии. То есть предки Авраама жили поблизости от Вавилона, от Ура до Вавилона километров 200 всего. Из Ура было удобно наблюдать всё, что происходило в Вавилонской цивилизации. Далее описываются семейные отношения детей Фарры. У него было 3 сына. Имя старшего сына было «Аврам». Имя Авраам он получил позднее. Авраам – «отец высоты» или «отец высокий», жена его Сара, что значит «госпожа». Писание сообщает, что Сара была неплодна и не рождала детей. Второй сын Фарры – Нахор, жена его Милка (значит царица). Третий сын – Аран. Он умер при жизни отца – Фарры. У него был сын Лот. Вот Лот, он будет странствовать с Авраамом. Был сын Лот и две дочери. Одна из них Милка, стала женой Нахора. А имя другой дочери Иска.

Главное событие в жизни Фарры – его отселение из междуречья, из южной месопотамии из города Урказдим (или Ура-Халдейского). Написано так: 31 ст гл 11 «И взял Фарра Аврама – сына своего и Лота, сына Арана, сына сына своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего..».чувствуете, сколько раз одно слово повторяется на таком коротком отрывке текста. Священное Писание в уши нам вкладывает это слово «сына сына сына». Это со смыслом сделано, тем самым, которого мы ищем. Семейство Фарры сохранило партиархальные устои. Фарра произвёл отселение семейства на Север. Фарра взял Аврама, Лота и Сару «и вывел их из Ура-Халдейского чтобы пойти в землю Ханаанскую. И дошёл до Харана и поселился там. И были дни Фарры 205 лет и умер Фарра в Харане.».

Фарра – патриарх, вождь переселения, не дошёл до Ханаана, то, что мы называем Палестина, святая земля. То есть, он взял семейство, вывел его, довёл до Харана. Этот город Харан северной месопотамии, на северо-восток от Ура. Семейство Фарры прошло от Уры до Харана около тысячи километров, и там Фарра умер.

Итак, мы узнали, что потомки Сима во времена Фарры жили патриархальной семьёй. Они жили поблизости от Вавилона, и в Писании отмечено, что сыновья Фарры не смешивались с другими родами. Это важное замечание. Не смешивались они с другими родами. Впервые после Евы и женщин каинского рода.. в каинском роду женщины упоминаются потому, что родство пошло по матери, а вот здесь мы впервые в Писании после Евы и женщин каинского рода, мы впервые встречаем женские имена. Сыны Фарры Авраам и Нахор женились на родственницах. Нахор – на племяннице своей, и Сара тоже была Авраму родственницей, как он сам скажет позднее, сестра по отцу а не по матери, и предполагается, что его женой Сарой была как раз Иска. Это было её другое имя, другое имя Саны. А Иска был дочь его рано умершего брата Арана. То есть женились на родственницах, не смешивались с другими народами.

Начинается рассказ об Аврааме. Это 1 ст 12 главы. Внимательно проследите, потому что сейчас мы найдём противоречие с предыдущим изложением, и будем внимательны:

«И сказал Господь Аврааму: выйди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую тебе укажу». Находим противоречие с предыдущим повествованием. Оно заставляет уяснять смысл происшедшего. Ну во-первых, сказано, что Фарра вывел Авраама в Ханаан. Второе – сказано, что Авраам должен был выйти в землю, какую пока не знает. Священное Писание предлагает нам затруднение. Это знакомый нам приём. Затруднение нам предлагается для чего? Чтобы мы остановились на этом месте и нашли решение.

Поставим вопрос так: когда Бог в последний раз говорил с человеком до Авраама, Бог говорил с Ноем? От Ноя до Авраама не было откровения от Бога, в Писании этого нет. Между Ноем и Авраамом десять поколений, века молчания. Мы спрашивали: как Церковь пережила Вавилон? Это были века молчания. Откровение Бога после такого молчания – самое значительное. Оно воспринимается как новое откровение. Века молчания предшествовали воплощение Господа. Несколько веков до Христа не было пророков Израиля, поэтому первые христиане тонко чувствовали обстоятельства откровение Божьего Аврааму после такого значительного в 10 поколений перерыва. Обратимся к Новозаветной Книге Деяния апостолов. Когда первомученик Стефан (первый из христианских мучеников) излагает перед синидрионом основы своей веры, он начинает от Авраама, и этого первого откровения Божия Аврааму. Чувствовали христиане что такое откровение после веков молчания. Святой Стефан перед синидрионом уверенно говорит в Духе. Заседавшие в синеднеоне, написано, увидели лицо его как лицо ангела. (Деян 6:15). Стефан сказал: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в месопотамии прежде переселения его в Хоран. И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу себе». Таким образом, в месопотамии Аврааму явился Господь, но вывел семью не Авраам, а отец Авраама, поскольку это была семья патриархальная. Толчком к переселению было откровение сыну Фарры от Бога, Которого Фарра не знал. Бога Фарра не знал, но «Фарра – язычник по любви к сыну», пишет Златоуст «решился пойти вместе с ним». Патриарх возглавил переселение, иначе быть не могло, а сын, имевший откровение от Бога полностью подчинился отцу и не покинул его, когда Фарра остановился. Отцу-язычнику не дано было войти в землю обетования. И Авраам двинулся из Хоррана в путь не раньше, чем дождался мирной кончины отца.

Из этого повествования следует важный вывод: даже при различии верований должен иметь мир с породившими тебя. Даже если вы различно веруете, мир нужно содержать с теми, кто тебя родил. Это называется «сыновство». Авраам родился в неверующей, ну как мы бы сейчас сказали, на самом деле языческой, неверующей семье. Первое условие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о Едином Истинном Боге это сыновство. Вот что мы искали. Первое условие спасения это сыновство. Вера, если она только возникает, должна иметь почву. Эта почва – сохранение сыновства. Авраам перед нами сейчас в чистом виде человек спасаемый. Его состояние исходное. Оно предшествует истинной вере. Сыновство – такое качество в человеке, от которого начинается спасение.

Среди сынов Ноя утрата сыновства началась от Хама и закончилась Вавилоном. Сыновство от Адама это то, что отверг Каин, это то, что разрушал Вавилон. В этом Каин и Вавилон едины – утрата сыновства.

Для того, чтобы спасаться должен быть тот, кто спасается. Он, если Бога не знает, то хотя бы следует своей человеческой природе. Верно также обратное: если человек говорит, что его или его нации, его сообщества человеческая природа отлична от других людей, такой человек гибнет. Сейчас это называется «политика двойных стандартов». Слово «политика» можно опустить, потому что это ощущение двойного критерия оценки очень древняя. Оно возникло до всякой политики. Таков был и есть Каин. Каин – не от Адама. Каинитяне мыслят и реально ощущают себя отличными от других людей по своей человеческой природе и факту биологического рождения. Таков был и есть человек Вавилона. Он мыслит себя представителем прогресса и в высших достигнутых, наконец, общечеловеческих, откуда непонятно явившихся вдруг ему Вавилону, ценностей. И такой человек невольно ставит себя выше представителей непрогрессивных или недоразвившихся обществ.

Каин говорит Богу: «от лица Твоего я скроюсь», и уходит из отечества и от Адама. Это прямое богоборчество, и вместе с тем отречение и от Адама. А человек Вавилона говорит о себе: «сотворим себе имя иное чем у Адама». Этот не ведает что творит, тоже гибнет. Источники погибели разные, но путь погибели один. Как есть начало спасения, так есть начало погибели – отречение от отца Адама. Как Богу спасать человека, если человек точно не хочет Бога как Каин, или не хочет быть вполне человеком, как вавилонский строитель?. Каин ощущает себя иным человеком. Строитель Вавилона мечтает о новом человеке. Ни иного человека ни нового человека не бывает. По скольку человек отрекается от своей человеческой природы и сыновства от Бога и от Адама, по стольку он готов поклониться образу зверя, как об этом пишется в Апокалипсисе. (16 гл 2 ст).

С какого слова начинается учение о спасении в Книге Бытия? Сотериология в Книге Бытия начинается со слова «толдот» (родословие). В Сынах Божиях Священное Писание тщательно ведёт линию преемства от отца к сыну. Вот почему мы над этим трудились. Эта линия для нас дорогая, и непреемство от отца к Сыну. По этой линии течёт время истории даже если на каком-то этапе родословия утрачивается вера в Бога. Вера восстановится, веру Бог даст, был бы человек, от которого только и нужно. А без этого уже никак. Чтобы он был человек.

И понятно, что каинитяне будут ссорить нас с нашими отцами. Понятно почему каинитяне – революционеры. Революция и есть разрыв отеческих отношений. И сейчас в России конца 20го, начала 21 века, наших отцов пытаются представить смешными, недалёкими людьми. Нам предъявляют их политические убеждения. Если нас это не волнует, нам говорят, что наши отцы – атеисты и богоборцы. Богоборцы это те, кто ссорит нас с отцами. Это дело каинское. Только мир с отцами позволит не переносить их проблемы и заблуждения в нашу жизнь.

На каком-то отрезке родословия от Сима до Фарры была утрачена вера в Бога. При каком из предков Фарры сокрылась вера, писание нам это не сообщает, потому что Священное Писание не ссорит нас с отцами, а о Фарре говорит так, чтобы мы увидели, с каким почтением относился к нему его сын. Казалось бы, ну вот такая вещь сухая – толдот. А если прочесть её со смыслом, смотрите какая глубина! При описании исхода из Ура Холдейского звучало: Сын, сын,сын.. Этот сын был оправданием Фарры пред Богом, которого Фарра не знал. Мы спрашивали: как Церковь пережила Вавилон. Из церкви ушло церковное сознание, а Церковь осталась жива. Ну, иначе можно сказать: от опасного соседства с Вавилоном Церковь потеряла сознание, но это не гибельно. Жизнь глубже чем сознание. Кстати, любимая идея Достоевского: жизнь глубже чем сознание. Церковь потеряла сознание, но это не гибельно.

Мы сейчас это понимаем, как это было правильно, во время последней смуты, что крестили младенцев. Был бы человек – сознание придёт.

Авраам родился в неверующей семье, когда вера в Аврааме возникнет, какая это будет вера! На все века. Авраам сохранил сыновство, и Авраам стал отец отцов. Он отец всех верующих. Его вера будет испытана.

Первое испытание Авраама – сыновство по отношению к Фарре. Последнее испытание Авраама – отцовство по отношению к Исааку, когда он принёс сына Исаака в жертву на горе Мория. И замечательно, что у Авраама нет олдота, между прочим. Вот у Фарры есть толдот, у Исаака есть толдот, будет толдот у Измаила, у Исава будет толдот. У Авраама нет толдота. Почему? Жизнь Авраама целиком входит в толдот отца. Фарра был язычник, а толдот у него был, потому что Фарра был не меньше чем отец. Фарра своей жизнью заложил первичное условие спасения. Вот что такое патриархальная семья, вот в чём её сила: жизнь Авраама – продолжение толдота Фарры. Это выразительнейшее скупое, через композицию Книги, подтверждение сыновства Авраама: послушание, терпение любви, которая была взаимной.

И более того, Авраам - это не одно из звеньев родословия еврейского народа наряду с другими патриархами, потому что никакой народ не может присвоить себе Авраама. Авраам всем отец по вере кто от Адама. От Авраама начнётся созидание народа. Не богоизбранного, как часто говорят, а богосозданного. В начале это будет еврейский народ, затем – Вселенская Церковь. Авраам стоит при начале и того и другого, поэтому у Авраама нет отдельного толдота как у других значительных симитов – Измаила, Исава, Исаака, Иакова.

Формы церковной общности были различными: семья – народ – Вселенская Церковь. Становление богосозданного народа проходит через семью. Авраам сам родился в хорошей семье, и создать он должен хорошую семью. То доброе, что он получил от отца, Авраам должен превратить в церковное достояние. Тема сыновства – отцовства проходит через всю жизнь Авраама. У Авраама нет толдота ещё и потому, что его не может быть, как не может быть толдота у Каина и строителей Вавилона. В Каине и Вавилоне такая же последовательность и окончательность погибели как в Аврааме спасение. Каин и Вавилон это строгий выверенный путь погибели человека. Жизнь Авраама – узкий, единственный и лично его и единственный для человечества вообще путь спасения человека. Здесь не может быть отдельного родословия. Кто идёт за Авраамом, не пойдёт путём Каина. Тем цена.. Жизнь Авраама, что показал нам путь спасения. Кто идёт за Авраамом тот не пойдёт путём Каина. Поэтому такой ожесточённый спор в Новом Завете пошёл вокруг имени «Авраам».

Сыновство выражает самые близкие отношения не только по плоти, но и по духу. Сыновство это и отношения по плоти, это и отношение в духе. Это исходная категория спасения – сыновство. Она близкая сердцу и она очень высокая. Через неё описаны отношения Лиц Пресвятой Троицы. Отца и Сына и Святого Духа. Христос Бог Сын. Христос исполнил сыновство от отца и спас человека. Это исходное спасение нашего спасения. Человек в Писании называется «Сын Божий», а Бог – Христос «Сын человеческий». Когда человеки – Сыны Божии и Бог – Сын человеческий встретились, открылся Рай для душ праведных.

Через Христа – Сына Божия мы стали не сынами Христа – искупителя, но сынами Бога Отца. Как Христос сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отву вашему и к Богу Моему и к Богу вашему» (еванг от Иоанна 20 гл 17 ст).

Дух Божий, который исходит от Отца, (еванг о Иоанна 15 гл 26 ст) сказано «свидетельствует о сыновстве». То что он свидетельствует о сыновстве так Церковь поёт перед праздником преображения. «Приидите, взыдем со Иисусом восходящим на гору Святую и там услышим глас Бого Живаго Отца пребезначального облаком светлым свидетельствующего Божественным духом того Иисуса свойства присносущного сыновства». Присносущного сыновства – вот что свидетельствует Дух Божий.

Хула на Духа Святого не простится человеку. Если кто скажет слово на Сына человеческого – отпустится ему, если кто скажет на Духа Святого – не отпустится ему ни в веке сем, ни в будущем. (Ев от Матф 12 гл). То есть оскорбивший Сына ещё может обратиться, но отринувший Духа Святого отринул не Сына, а сыновство сына от отца, то есть первое условие спасения.

Когда явился Сын Божий, когда сыновство стало засвидетельствовано Духом Божиим, тогда кощунственно стало обращаться к Богу не через Сына, как буд-то нет Сына. Если мы говорим «Бог Отец», то в этом почитаем и Сына. Бог Отец – он отец сыновний.

Дух Святой свидетельствует о сыновстве. Сын вознёсся к Отцу, и после Вознесения нисшёл Дух, который свидетельствует о Сыне. То есть в Духе Святом, свидетельствующем о Сыне, мы имеем в Церкви полное присутствие Сына и Бога. Поэтому не может быть никакой новой за Христианством эпохи Святого Духа, или новой отоносительно христианства эры. Если мы имеем полное присутствие в Церкви Сына и Бога, то Новый Завет – всегда самый новый. Один у нас Отец, который на Небесах, и в этом только в строгом смысле сказал Христос: «Отцом себе не называйте никого на Земле». Но также сказано: почитай отца твоего и матерь твою, и далее, это единственная заповедь с обещанием. Сказано: «и благо тебе будет и долголетен будешь на Земле доброй, которую Господь Бог твой даёт себе» (кн. Исход 25 гл 12 ст по греч. тексту). Родитель, царь, священник, когда котого-то из них нет – нехорошо, неполно. Сирота демократ, атеист, космополит – каждый по-своему несчастный человек. Когда я на Земле имею отечество, на Земле отечество, а в отечество отца – царя, священника. Когда они в полноте, народ священства, царства, тогда проще человеку от сердца сказать: «Отче наш, который на Небесах». Когда на Земле отечество, народ, царство, священство, тогда проще сказать «Отец наш, который на Небесах». Молитва, которую дал Христос людям, это молитва не Богу-Сыну Спасителю и Искупителю, но Отцу. Отец наш означает Отец Христов и мой и твой – наш. Первое условие спасения – сыновство.


О Вере

Братья и сестры, в прошлый раз мы читали Книгу Бытия, привлекали другие книги Священного Писания, основные положения христианской догматики и пришли к выводу, что первым условием спасения, которое даже предществует вере, является сыновство. В ближайшем смысле сыновство это умение жить в патриархальной семье. Таким умением обладали Фарра и его сын Авраам. В религиозном смысле условие спасения, которое предшествует вере это сохранение сыновства от Адама от Бога. Если человек хранит сыновство от Адама, он одним этим может избегнуть двух крайних опасностей и в деле спасения. Мы их обозначали как «Каин» и «Вавилон». Значит, если хранить сыновство от Адама, то одним этим можно избегнуть двух крайних опасностей в деле спасения «Каин» и «Вавилон».

Мы говорили о том, что предшествует вере, сегодня будем говорить о вере. Но перед этим я должен ответить на вопрос слушателей, надо отдать им должное, это внимательные слушатели. Они обратили внимание на различия в хронологии масоретского текста на еврейском языке и перевод 70ти толковников текста на греческом языке и потребовали от меня ответа, как я к этому отношусь. В еврейском тексте родословных записей и в иудаизме мы имеем одну хронологию, в греческом тексте и христианской традиции – другую. Хронология это такая вещь, что какая-то одна хронология истинная. Какая? Может быть у масоретов были основания чтобы сознательно изменить хронологию Книги Бытия? Да были. И я обещал, что к этому вопросу мы ещё вернёмся, но слушатели не хотфт ждать. Извольте, можно сейчас ответить.

Различия в хронологических системах в Книге Бытия между масоретским текстом и септуагинтой, эти различия принадлежат к тому роду, котороый в науке называется так: крупномасштабные различия между библейскими текстами. Есть такие – крупномасштабные.

Если масоретский текст это редакция христианского времени, и в ней обнаруживаются следы полемики с христианством. В науке есть такой взгляд, и я так считаю, разделяю этот взгляд. Если есть основания считать, что масоретский текст это редакция христианского времени, то нужно отдать предпочтение греческому переводу. Он был сделан в дохристианской древности. У авторов перевода не было нужды сознательно изменять текст. В данном случае, даты в родословии Адама и Сима.

Нужно иметь в виду, что хронология Книги Бытия это идеология. Хронология несёт в себе содержание отнюдь не безразличное к основам иудаизма и христианства. Дело в том, что в масоретском тексте можно наблюдать некоторую тенденцию симпатическую к каинитянам и антипатическую к Сынам Божьим. В двух словах напомню о чём речь. В мире человеческой истории самое общее противоставление духовных начал это «Каин» (или путь Каина, как говорит апостол Иуда в 11ст его послания). «Каин» или «путь Каина» с одной стороны и Сыны Божии, которые возводят своё родословие к Сифу Авелю – с другой стороны. Само имя Сифа означает, что он был рождён от Бога в возмещение Авеля. Это противопоставление Каин-Авель пронизиывает всё Писание Ветхого и Нового завета. На него указывает Спаситель и апостолы. В мире человеческой и ангельской свободы есть неизменный ориентир и показатель конечного состояни духа – Неба, где верх, где низ, где Бог, где дьявол. Так в мире человеческой истории, которая протекает на Земле, есть путеводные столбы, то есть как бы уже по-горизонтальной линии. Пойдёшь в одну сторону – там Каин, пойдёшь в противоположную – там Христос. В полемике с Христианством иудаизм пошёл путём Каина. Те, кто вносили последние изменения в масоретский текст симпатически отнеслись к Каину и антипатически к Сынам Божьим.

Если спросить какой смысл было изменять хронологию в толдоте Адама (это 5 гл кн Бытия), то мы знаем ответ только самого общего своейства. Дело в том, что время земной жизни не должно принадлежать Сынам Божьим. Это, так сказать, генеральная линия в мировоззрении иудейства, и в мировоззрении тех, кого называют последние редакторы масоретского текста. Если спросить какой смысл было изменять хронологию в толдоте Сима (это 11 гл), то помими соображений общего свойства можно указать конкретную причину. Это загадка Мелхиседека. Аврааму на его жизненном пути была дана встреча со священником Мелхиседеком (это 14 гл Книги Бытия). У всех на слуху были слова псалма 109го «Сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня, ты священник вовек по чину Мелхиседека».

Всем было понятно, что Мелхиседек указывал на Мессию, и происхождение его божественно. Филон Александрийский, он жил на рубеже Христианской эры, считал, что Мелхиседек – второй Бог. Логос воплощённый, точнее, слово (логос) произнесённое, «логос профарикос». Первородный сын первосвященник космоса, глава ангелов и многое другое. В Кумранских текстах достоитство Мелхиседека возводят к Богу, и он даже именуется Эллохим. То есть фигура Мелхиседека была в высшей степени загадочна. Пришёл Христос и разрешил загадку: Это Он иерей по чину Мелхиседека. Это Его именем благословил Мелхиседек Авраама.

Апостол Павел подробно истолковал встречу Авраама с Мелхиседеком как указание на перемену священства, которая произошла в Новом Завете. Явление Мелхиседека в Книге Бытия – прямой указатель на Новый Завет.

В иудаизме фигура Мелхиседека «малкецедека» указывает не на будущее, а указыват в прошлое. Считают, что Мелхиседек это, не удивляйтесь, Сим. Тот самый праотец симитов, сын Ноя. Мелхиседека, так сказать, резко приземлили. Но как может быть Мелхиседек Сим, если Авраам 10е поколение, в масоретском тексте правда 9е, поколение от Сима. Как Авраам мог повстречаться с Симом? Согласно греческому тексту и его хронологии, Сим умер за 570 лет до рождения Авраама, и Мелхиседек не мог быть живым Симом.

Иная картина в масоретском тексте. Согласно хронологический системе масоры, Симу было чуть более 200 лет, когда родился Авраам. До смерти ещё Симу, когда Авраам родился, оставалось почти 300 лет. Сим даже пережил Авраама следовательно, по этой хронологии Сим мог быть Мелхиседек.

В христианстве Мелхиседек сразу стал сильным аргументом в пользу того, что Иисус был Христос, мессия. Хронологическая система масоретского текста позволяла нейтрализовать этот опасный аргумент взаждебного иудаизму вероучения. То есть хронология Книги Бытия несёт на себе предельную идеологическую нагрузку. Так. Хронологии сказали, на ваш вопрос я ответил, возвращаемся к Аврааму. Будем говорить о вере.

О вере Книга Бытия по разному приступает говорить трижды. В антропологии Книги Бытия мы говорили, когда разбирали первые стихи: в начале сотворил Бог Небо и Землю. Мы узнали, что вера предполагает первое: насыщенный покой ума. Второе – испытание красотой, излом. Третье – обличение невидимого. Обличение имеется в виду добыча уликаыскание невидимого. Также мы узнали, что вера связана со способностью постигать образ и воспринимать благодать. Таков был первый рассказ о том, что есть вера.

Второй раз мы говорили о вере в разделе экклисеологии. Это был уже другой рассказ. Мы от понятия веры пришли к личности конкретного человека. Мы застали Ноя, Сына Божьего и человека вполне верующего, то есть совершенного. Так и сказано «Ной человек совершенный». Когда ему было за полтыщи лет. Также мы узнали о делах Ноя, как вера проявляет себя в делах, величайшим произведением веры был ковчег Ноя.

Третий рыз мы приступаем говорить о вере в разделе сотериологии. Мы должны были начать с уровня сознания, который предшествует вере. Это осознание себя человеком, сохранившим сыновство от Адама. Сейчас мы увидим, как в Аврааме Церковь обретает утраченное сознание веры. В потомках праотца Сима Церковь от близкого соседства с Вавилоном потеряла сознание. В Аврааме Церковь приходит в себя, и много нового мы узнаем о том, что такое вера. Как Авраам стал человеком верующим, как он им стал. А потом, как Авраам будет восходить от веры к вере, от силы к силе, и мы пойдём за ним.

А началось с того, что Авраам услышал: «И сказал Господь Аврааму» (1 ст 12 гл). Сказал Господь Аврааму. В Вавилоне было утрачено богообщение, невозможно стало слышать глас Божий. Также и преемники церковной жизни симиты, которые жили сопредельно с Вавилоном, они утратили богообщение, Вавилон давным давно уже забросил свою идею, а след его остался на Земле: Отцы Авраама служили другим богам. Как перед Потопом нашёлся Ной, который услышал, что говорит Бог так и после Вавилонской революции, катастрофы нашёлся человек, который услышал, что говорит Бог. Но как Авраама можно с Ноем сравнивать? Ной ходил пред Богом, значит был верующим человеком, о Ное сказано, что он совершенен в роде своём, в роде Сынов Божьих. Ной – венец и завершение могучей духовной традиции. В Ное человечество пережило Всемирный Потоп, а кто такой Авраам? Пока лично об Аврааме ничего не известно кроме самого главного: он мог слышать что сказал Бог. Эта способность дать Богу доступ к себе называется вера. Способность дать Бог доступ к себе, это и есть вера, точенее это первый акт веры. Как говорит ап. Павел: «вера от слышания».

Авраам услышал: «И сказал Господь Аврааму: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую тебе укажу». То, что человек услышал верой, было сразу испытанием веры. Вера всегда сопряжена с испытанием человека. Вера всегда проявляет себя в делах, не может не проявляться она. Авраам услышал что сказал Бог, Аврааму нужно было совершить четыре подвига за раз:

1. Откровение было дано Аврааму в месопотамии. «Выйди из земли твоей» означало «выйди из Ура Халдейского». Это понятно. Близ Вавилона нет жизни. В Вавилоне не та земля чтобы там возрождалась Церковь. Это мы знаем. А если человек в десятом поколении живёт на одном месте, то каково ему это услышать «Выйди». Для нас далёкие путешествия – обычная вещь, даже комфортная. Во времена Авраама это был прямой риск для жизни. Почти каждый день, говорит Златоуст, нужно было переходить из царства в царство. Вот – первое «Выйди из земли твоей». То есть просто «выходи, подвергай свою жизнь опасностям»

2. Выйди из родства твоего. Земля родства это и Родина, и территория родственных отношений. Выйти из родства означало по тем временам остаться без всякой социальной поддержки. Всё что называется права, собственность, знакомства, авторитет, культурные достояния, обычия, язык, то, что веками накапливал твой род, и то, что он содержал в устоях патриархальной семьи, всё должно быть оставлено. Надо выйти из родства. А как поступить с отцом?

3. «Выйди из дома отца твоего». Замечательно, что Авраам должен был сам догадаться как сделать так, чтобы не оставляя отца выйти из дома отца. Как Авраам послушал Бога, так Фарра – язычник послушал сына и вывел, помните, это 11 гл. «Вывел свой дом в Харран». И Авраам не тронулся с места, дождался мирной кончины отца, и после этого оставил не только дом отца, но и могилу отца. На это тоже надо было решиться. Авраам вырос в родовой организации, которая хранила память о предках. Златоуст: «как, часто многие из-за гробов своих родственников желали умирать в тех местах где умерли их родители». Так говорит Златоуст, вот, но почетание предков не должно быть препятствием для верующего человека и для благочестия.

4. «Выйди в землю, которую Я тебе укажу». Человек верующий ходит так, чтобы на каждом шагу чувствовать куда ведёт Бог. Когда семья Авраама войдёт в землю, куда её привёл Господь, она превратится в Церковь.

Итак, что мы сейчас с вами уяснили. То, что человек услышал верою, было сразу испытанием веры. Такая это вещь – вера, что она сразу подвергает человека испытаниям. Испытания это такое: «бери, понесёшь?». Вот кто знает, может быть, потому некоторые не призываются к вере, что заведомо не понесут. Вера это испытание.

Авраам, взятый из очень хорошей не верующей семьи сразу получает задание на подвиг. Как говорит Златоуст: «предпочесть невидимое видимому». Добавим, «предпочесть всему видимому им ранее». Он должен был выйти за горизонт своего мира и мировоззрения неизвестно куда. Отец Авраама был язычником. После опыта построения мировой цивилизвции в Вавилоне, богопочетание было утрачено, вера затмилась, но, что важно: Церковь потеряла сознание. Но это была Церковь, и Её восстановление в вере будет необыкновенно быстрым. Дело спасения Авраама начинается с самого нижнего уровня, откуда спасение возможно. Но счастлив тот народ как симиты времён Авраама, который и в падении не даёт разбиться содержащейся в нём тайне церковной жизни. Он сохраняет церковь не зная того. Ну, можно сказать, счастлив наш народ, который и в самом падении, когда мы хлебнули через революцию духа Каина, не дал разбиться содержащейся в нём тайне церковной жизни. Он сохранил Церковь не зная того.

Авраам далее наставляется в вере. Об этом будем говорить обстоятельно в следующий раз.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: