Праотцы Авраама

В прошлый раз мы начали говорить о сотериологии, учении о спасении в Книге Бытия, и поставили вопрос: откуда начинается спасение? Не от веры. Антропология Книги Бытия начинается от веры, сотериология – с более глубокого уровня. Что как условие спасения предшествует вере? Ответ на такой вопрос дорогого стоит, и к нему Священное Писание нас готовит, и начинает рассказывать родословие Сима, сыно Ноя – далёкого предка Авраама. Из родословия Сима мы узнали, что он младшего сына назвал Каинан, это было позорное имя, и одновременно – духовное завещание Сима: «Каинан не будь Каинан». Каинские именя патриархи давали сыновьям на покаяние. Из сыновей Сима отцовское завещание понял Арфаксад, он уже своему первенцу дал имя Каинан, это был знак тревоги, что-то худое творилось в человечестве.

Ещё мы говорили, что Каин это ни род, ни племя, ни нация. Потомсово Каина погибло в Потопе. Каин – это богоборческое сообщество. Каин это дух, который всегда выступает под прикрытием какой-то нации, какой-то религии или отдельного государства. Ещё мы говорили, что Каина можно разглядеть только в Церкви и только через покаяние. Каинитяне не терпят взгляда, поэтому они всегда маскируются.

Затем мы сравнили Библейские тексты греческие и еврейские, и обнаружили, что имени Каинан среди потомков Сима нет в еврейской Библии. А вродословии Иисуса Христа у Евангиста Луки, Каинан есть, и это имя должно стать для нас ценным напоминанием, что Каин это не плоть и кровь, а дух, и что предки Авраама хранили искусство распознавания греха и имели искусство каяться. Вот так, читая скупые родословные записи Книги Бытия, можно извлечь ценнейшие сведения для духовной жизни.

Сегодня мы продолжим работать с генеологией Сима и именно в таком стиле. Потрудимся над этими скупыми текстами, чтобы извлечь из них жизненно важный смысл.

12 ст 11 гл: «И пожил Арфаксад 135 лет и родил Каинана и пожил Арфаксад после того как родил он Каинана 330 лет и родил сынов и дочерей и умер. И пожил Каинан 130 лет и родил Салу. И пожил Каинан после того как родил он Салу 330 лет и родил сынов и дочерей и умер». Согласно еврейской Библии, как мы говорили, Арфаксад родил не Каинана, а сразу Салу.

Почему ещё так важно присутствие Каинана в генеологии симитов? Оно даёт прямое указание на динамику исторического процесса. Можно сравнить поколения от Адама и поколения от Ноя.

От Адама: Адам, Сиф, Енос, Каинан.

От Ноя: Ной, Сим, Арфаксад, Каинан.

То есть третье поколение от Адама и третье поколение от Ноя – Каинан.

Когда каинитяне, если они живут в отдалении от Сынов Божиих, начинают внедряться к ним, там было до Потопа, либо воздействовать на нах, так было после Потопа, то можно наблюдать, что одно поколение живёт ещё спокойно: Сын Адама – Сиф. И сыно Ноя – Сим. Следующее поколение Енос и Арфаксад – уже бьет тревогу, их сыновья носят имя Каинан. Что нам дают эти сведения? Дух Каина возрождается очерь быстро. Каиениты не могут жить без Сынов Божьих. Перед Потопом каинитяне атаковали потомков Сифа через своих женщин, после Потопа каинский дух стал угрожать Сынам Божьим через цивилизацию «Вавилон».

Читаем дальше толдот Сима. «И пожил Сала 130 лет и родил Евера. И пожил Сала после того как родил Евера 330 лет и родил сынов и дочерей и он умер. И пожил Евер 134 года и родил Фалека. И пожил Евер после того как родил он Фалека лет 370 и родил сынов и дочерей и умер». В еврейском тексте стоят другие даты. Масоретский текст имеет свою хронологию, это отдельная тема. Обратим внимание на Евера и Фалека. Евер – праотец народа Евреев, обладал пророческим даром: он назвал сына своего Фалек. Мы знаем, что рассеяние народов или разделение земли (посмотрите 25 ст 10 гл книги бытия) произошло при Фалеке. Имя Фалек (евр. «Пэлег») означает «разделение». Фалек – это 6е поколение от Ноя. Ной, Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, Евере, Фалек. При Фалеке произошло падение Вавилонской цивилизации. Такимо образом уже этот отрезок родословия Сима до Фалека охватывает значительный по времени и содержанию период Священной истории. Ну, вспоминаем, что за это время потомки Ноя успели уйти на Восток. С Востока они пришли в долину Сеннаар, они вытеснили от туда царя Немрода и хамитов, произвели техническую революцию, в которой отчётливо прослеживаются два этапа изобретательства «кирпич - асфальт» - второе постижения начал. На втором этапе постижения начал Вавилонские каменьщики приступили к строительству башни и переделки человека, и далеко продвинулись на этом пути. Они уже нечто такое в глазах Божьих «созиждили» (5 ст 11гл кн. Бытия). И Господь прерывает то, что делали люди в Вавилоне. Следует разделение земли, рассеяние народов. Падение Вавилонской цивилизации происходит при Фалеке. Фалек, сун Евера, родился в 6м веке после Потопа согласно греческой Библии.

Толдот Сима продолжается по пержней форме с указанием дат, которые расходятся в греческом и еврейских текстах. Фалек родил Рагава, рагв родил Сируха, Сирух родил Нахора, Нахор родил Фару, Фара родил Авраама и ещё двух сыновей, и на этом заканчивается раздел Книги Бытия, который называется «Толдот Сима». Всего названо 10 потомков Сима. Авраам – 10е поколение от Сима. Авраам это 11 век после Потопа. А если вы масоретский текст будете изучать – то это конец 3его века после Потопа, чувствуете разницу?

Мы следуем кронолигии Септуагинты, это греческий перевод Библии.

От Потопа до Авраама более тысячи лет. Огромный исторический период, в центре которого – Вавилон. Имеет смысл спросить: кто были строители Вавилона? Что это был за народ? Они от Сима, от Хама, от Иофета? Вот, строители Вавилона, кто они?

Этот вопрос не происходит только из потребности исторического знания, это вопрос духовной жизни, следовательно отвечаетс потребностям сегодняшнего дня. Строители Вавилона вытеснили династию Немрода, внука Хама. Предполагаем, что строители библейского Вавилона не были хамитами. Но может быть они были симитами? Смотрим. Прямые потомки Сима жили в непосредственной близости от Вавилона, но они остерегались каинского духа, и не они были инициаторами стройки. А кто были эти они, о которых говорит Писание: «двинулись они от Востока, и нашли долину в земле Сеннаар и начали строить город и башню?».

Писание не даёт прямого ответа на этот вопрос принципиально. Строители Вавилона захотели сотворить себе имя, новое имя они себе захотели сотворить, и не оставили никакого. Они захотили заменить свою человеческую природу, отречься от Адама, следовательно эти они не – имеют толдота. Нет толдота у строителей Вавилона, нет родословия. Но догадаться не трудно к какой ветви они принадлежали.

Вытеснили хамитов, не принадлежали к названным симитам. Кто их сыновей Ноя легко покоряет пространства, широко селится, пытлив, изобретателен, часто бескорыстен, энтузиаст отречённого знания, любит идею больше мудрости, готов существование отдать за идею и мечту. Прекрасное выражение у Достоевского: «существование отдать за идею и мечту». Каков он был, таким и остался – Иофет. Само имя его по-еврейски «иефет» значит «распространение». Впервые дух Каина возродился в потомках Иофета. Когда и где начинается вавилонская стройка, начинает её Иофет. Потом уже Каин, дух Каина приходит туда, заселяется в построенный дом. Каин – это духовная болезнь, которой болеют народы. Первые каинитяне не по крови, были потомки Иофета – Арийцы. Не симиты, не хамиты – иофетиды. Предки германцев и славян.

Под власть каинцев будут подпадать многие народы. Всякая социальная революция есть дело Каина. И чем ближе история подходит к своему величественному завершению, тем труднее покаяние, тем большее удивленее и злобу вызывает народ, который не хочет быть Каином и не хочет, или ему не дано участвовать в Вавилонской стройке. Русским людям, которые в языке несут память, что такое покаяние и окаянство, и которые не хотят или им не дано строить Вавилон, русским людям полезно знать, что их библейские предок Иофет, и именно иофетиды были первыми, кто заразился духом Каина.

Вернёмся к развалинам древнего библейского Вавилона. При симите Фалеке произошло рассеяние народов. После Фалека названы ещё пять патриархов. Последний – Авраам. Через Сима и прочерченные здесь линии его потомков течёт и измеряется время мировой истории. Это линия приемства в церковной жизни.

Восмотрим перечень имён всего толдота. Вавилон окажется по середине. Убедимся в этом. Значит, толдот Сима, имя Сима «Шем» и означает «имя». После Сима первый – Арфаксад «Арпахшад» – сопредельный, сказдим халдеями. Второй – Каинан, третий – Сала «Хелах» - поселенец, выселенец, четвертый – Евер «перешедший через», «потусторонний», пятый – Фалек «Пэлег» - «разделение», и здесь идёт распад Вавилонской цивилизации. После Сима – Фалек – пятый. Шестой – Рагав (евр «рэу» - друг), седьмой – Серух (неизвестная этимология), Нахор – восьмой (неясно значение), Фарра – по евр. («террах» - значение не ясно), десятый – Авраам с братьями.

В толдоте Сима названо десять его потомков. Последний – Авраам («отец высоты», или «отец высокий», или «отец возвышения»). От Ноя Авраам – одинадцатый. Вместе с Ноем Авраам – 12й. Названные симиты видели созидание и распад Вавилонской цивилизации.

Как Церковь пережила Вавилон? Вот вопрос, который меня волновал.

Прямого ответа нет. Священное Писание нас настораживает. Ответ нужно добыть. Как Сыны Божии пережили крушение первой всемирной каинской цивилизации Гибаримов и Нифелимов мы знам – в Потопе Сыны Божии пережили крушение первой всемирной каинской цивилизации, в Потопе спаслись. А вот как Сыны Божии пережили распад второй всемирной каинской по духу цивилизации Вавилон, мы не знаем. Прямого ответа Писание не даёт. Ответ нужно добыть. А вот как интересно было бы, и наверняка полезно было бы узнать скажем о Евере. Уж он-то был свидетель столпотворения, и жил недалоек. Как он это воспринял? Евер оставил памятник распада вавилонской идеи в имени своего сына Фалек – разделение. Были это имя пророческое или Евер дал его сыну постфактум? Строго говоря – неизвестно. А может быть не все потомки Сима были Сынами Божьими, то есть людьми благочестивыми и верными Богу? Сим – был, Арфаксад – да, Каинан – с очень большой вероятностью, а дальше? Те, что за Каинаном может быть уже не были Сынами Божиими, поэтому Священная История и умалчивает о свидетелях столпотворения, что ничего учительного и полезного в их жизни не было, а только одни соблазны. Может быть потому и остался от них один перечень имён по неизменной формуле: пожил – родил, пожил – родил и всё. Возразим. Во-первых, нужно внимательно читать те слова, который написаны в св. Писании. Во-первых, если в человеке сказано «пожил», это на языке Писания сильно сказано. Если сравить толдот Сима с первым толдотом Сынов Божиих от Адама (это 5я глава сефер толдот), то родословная первых партиархов строится по тому же принципу «пожил – родил - пожил». Полнота жизни будет достижима и после Потопа. Первым её стяжает (о ком сказано, что это произошло) Авраам. Однако это будет уже исключительно явление. Во-вторых, если патриарх родил, то как бы то ни было, он сохранял отцовство. Названные потомки Сима были люди семейныее, Вавилонская идея «сотворим себе новое имя» их не увлекла. Жил до сына, пожил после сына.

Эти люди сохраняли отцовство и сыновство, держали патриархальный строй. Об их праведности мы знаем не мало: они соблюдали своё происхождение от Адама, и в этом их координальное отличие от Каина, который ушёл от Бога и от Адама.

Решительный аргумент в пользу праведности потомков Сима состоит в том, что через Сима, и прочерченных здесь его потомков, течёт и измеряется время мировой истории. Время земной жизни принадлежит тем, кто от Адама, на этом отрезке священной истории - сынам и преемникам Сима.

И последнее подтверждение праведности названных симитов находим в следующем стихе св. Писания. Толдот Сима закончился. 27 ст 11 го кн. Бытия. Это родословная Фарры. Перед нами 6й толдот кн. Бытия. Родословия идут только от Бога. Например, Небо и Земля сотворены Богом – имеют толдот (Гл 2 ст 4). Человеки имеют толдот только через Адама. Сначала – непосредственно, как первые Сыны Божии, затем – через Ноя, который переплыл провал в историческом времени и открывает новый толдот (6 гл 9ст). Сыны Ноя – Иофет, Хам, Сим – имеют общий толдот. Это человечество, спасённое Богом из Потопа (10 гл 1 ст). Линия преемства в жизни Церкви пошла через Сима (11 гл 10 ст), и наконец – через Фарру – отца Авраама (11 гл 27 ст).

Если Фарра имеет толдот, это значит, что он сохраняет своё сыновство от Адама и Бога. Кто не от Адама как Каин того захотел, как Вавилон захотел – тот не от Бога. Кто не от Адама, как Каин и Вавилон – тот не от Бога. У каинитян и строителей Вавилона нет толдота.

В композиции Книги Бытия толдот встречается также как некий пограничный столб. Если один и тот же человек является членом двух родословных, это значит, что в истории произошёл крутой поворот, и имя человека становится указателем на две стороны исторического двржения: до рубежного события и после него.

Ной – член двух родословий обозначает событие Потопа. Сим – разделение народов. А Фарра, толдот Фарры на что указывает? Мы спрашивали как Церковь пережила Вавилон. Толдот Фарры даст нам на это ответ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: