Вера с обетованием

О вере Книга Бытия говорит трижды и по-разному. Мы начали разбирать Книгу Бытия с того, что уясняли что есть вера от 1го стиха «В начале сотворил Бог». Затем был рассказ о Ное и о Ковчеге, какова была вера Ноя, каковы были дела Ноя. И третий раз – это вся жизнь Авраама. Вся жизнь Авраама, как она представлена в Священном Писании, это путь от веры к вере.

В прошлый раз мы читали о призвании Авраама: «И сказал Господь Аврааму». Авраам услышал, вера от слышания, говорит ап. Павел. Первый акт веры – дать Богу доступ к себе. Первый акт веры – дать Богу доступ к себе.

Иоанн Креститель говорит повторяя Исайю пророка «Приготовьте Путь Господу, прямыми сотворите стези Его». Аврааму было сказано выйти из земли его, из родства его, из дома отца его в землю, которую Господь укажет. То, что человек услышал верой – сразу было испытанием веры. Вера всегда проявляет себя в делах.

Далее. Авраам наставляется в вере. Вера даётся вместе с обетованием. Господь и призывает человека и нечто ему обещает. Вот об этом и будет сегодня речь: вера с обетованием.

Между Богом и верующим человеком есть отношения взаимности. Авраам должен всё оставить и идти неизвестно куда, но Господь не требует слепого и бездумного подчинения. Путь неизвестен, но конечная точка пути будет указана. Так было с Ноем. Бог говорил с Ноем о Потопе, об устройстве Ковчега, и сразу сказал, что поставил с Ноем Завет. Это конечная цель пути, которую должен был пройти лично Ной.

Так было с Ноем, и так будет с Авраамом. Бог ему нечто пообещает, и это понятно. Если вера это сразу испытание, то обетования нужны, потому что движение верующего должно быть осмысленным ибо оно будет на пределе сил. Вот это, мне кажется, важно понять для того чтобы читать этот эпизод из жизни Авраама. Движение верующего должно быть осмысленным, ибо оно будет на пределе сил. Вера слепая не надёжна. Скорее всего это даже вообще не вера. Господь говорит в Евангелии от Иоанна 4 гл: «Мы знаем чему кланеемся». Бог даёт человеку вместе с верой надежду и обетование.

И вот, теперь спросим. Обратите внимание какая постановка вопроса. Что обещает Бог верующему человеку. Ясно что это не в замен, не награда, не мзда, не угрода в случае преслушания. Это не достойно Божьего величия. Что достойного себя обещает Бог верующему человеку?

Ною Бог обещал Завет. И дал такой Завет, который только человек.. а вспомните, Ной назван «человек». Только!человек вполне», такой как Ной, мог понять. Это был Вечный Завет. А символом его была радуга. В радуге Бог показал своё грядущее Воплощение.

Аврааму будет обещано не меньше чем Ною. Аврааму было сказано вот что: 12 гл 2 ст «И сотворю тебя в народ великий и благословлю тебя и возвеличу имя твоё и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и хулящего тебя прокляну. И благословятся в тебе все племена Земли».

Чтобы понять это обетование нужно помнить, что в Аврааме происходит возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности. Если брать основные формы человеческой общноси, в которой существует Церковь, то их 3. В Книге Бытия обозначены все 3 формы человеческой общности: Первое – это род или семья. Род от Сифа до Ноя, семья от Авраама до сыновей Иакова. Вторая форма – народ. Это евреи по выходе из Египта. И третья – Вселенская Церковь Христова.

Господь в обетовании Аврааму упомянул: Народ, тот, что будет вслед за семьёй Авраама. Имя, имя твоё возвеличу (Имеется в виду Авраам). И благословение для всех племён Земли. Или, как сказано в другом месте Писания. Кн Быт. 18 гл 8 ст «всех народов Земли» «у гой е ха артес.»

Первый – народ. Сейчас мы читаем как Господь обращается не только к Аврааму, но к человечеству после Вавилона. То есть Господь помещает человека Авраама во время Всемирной истории. Он говорит ему: «Я сотворю тебя в Народ». Это означает, что сперва семья Авраама войдёт в землю Ханаанскую и там она превратится в Церковь, а затем семья Авраама превратится в народ, этнос, гой. Это будет этнос на ряду с другими этносами, со своими специфическими чертами. Народ из числа тех, что возникли после Вавилонского столпотворения, это будет народ великий. Но не в этом его отличительная особенность, потому что были в истории великие народы. В Библии они упоминаются, потомки Измаила, арабы.

Один народ необходимо отличить от других народов как Церковь. В этом народе будет звучать особое имя. Имя – вторая опора в обетовании Аврааму.

Ещё раз: первое – народ, второе – имя. Что здесь нужно понимать?

В мировой истории действует оппозиция: Церковь и Вавилон. Народ, который понесёт в себе Церковь необходимо противопоставить Вавилону. В Библейском Вавилоне главным греховным движением было: «Сотворим себе имя». Человечество Вавилона захотело себе новое, своё, человеческое имя. Оппозиция Вавилону – Церковь.

Народ, который понесёт в себе Церковь, должен быть отмечен Бого через имя человеческое, такого человека как Авраам. Поэтому Господь говорит Аврааму: «возвеличу имя твоё». Не имя народа «евреи», а имя Авраама, которое евреи сохранят. Через имя «Авраам» будет обозначен не народ, который произошл от Авраама, но Церковь, Которую народ евреев в себе понесёт. Врующие суть сыны Авраама – говорит ап.Павел. Это важнейшее положение христианского богословия. Верующие суть сыны Авраама.

Итак, первая опора Аврааму – народ, воторое – имя. Третья опора в обетовании Аврааму – благословение. Вера это исытание, а благословение – сила, чтобы его пройти. Аврааму было сказано «благословятся в тебе все племена Земли». Суть благословения Божьего Аврааму состоит в том, что это (не удивляйтесь, но это так), что это благая весть, которая дана прежде Евангелия. То есть Авраам получил Евангелие до Евангелия. Об этом пишел ап. Павел:

«познайте же, что те, кто от веры – они суть сыны Авраама, и Писание провидя, что Бог от веры оправдывает народы прежде благовествовала Аврааму, что благословятся в теюе все народы». Пре жде благовествовало это по-гречески «проевэнгелисато», прежде благовествовало, имеется в виду Евангельское благовестие. С именем «Авраам» этническая церковь перейдёт во Вселенскую Церковь. Вот – служение Авраама пред Богом.

И об имени «Авараам» пойдут самые ожесточённые споры в еврейском народе: превратится ли Церковь Божья в надплеменную общность или еврейский народ останется вне Церкви и без Бога. Так «семя, упавшее в землю если умрёт – останется одно». Олагословятся в тебе все племена Земли – сказал Аврааму Бог. Это благословение Божие, данное Аврааму в самом начале, исполнится только в пятидесятницу – день рождения Вселенской Церкви. В день пятидесятый по Воскресении Христовом народы, говорящие на разных языках и даже диалектах, были призваны к соединению, ибо когда Господь огненные языки раздал, Он соединение всех призвал. Это из кондака на пятидесятницу.

И, опять таки, упоминание о всех племенах это живая укоризна Вавилонским столпостроителям. Все люди были один род, теперь разделились на племена и народы. Разделение человечества на племена и народы после Вавилона будет отчасти преодолено в Христовой Церкви. Это конечная форма Церковной общности, она воспроизводит главные черты исходной формы, когда Церковь была одна семья. Исходная и конечная форма в жизни Церкви объединяются через имя Авраам. Веруюие – сыны Авраама.

То есть, все племена Земли получат Божье благословенье через то событие, которое вот сейчас происходит, в Аврааме, я имею в виду, когда мы читаем о его призвании. Все племена Земли получат Божье благословение через ту веру, которая совершается сейчас в Аврааме, и когда это произойдёт, когда все племена Земли получат благословение, это будет рождение Вселенской Церкви – величайшее событие мировой истории.Вот, что первое обещает Бог верующему. Верующий человек – соучастник мировой истории человечества.

Верующий человек не вполне живёт своей личной жизнью. Если человека интересует только своя частная жизнь, веры живой там ещё нет. Вера даёт простор всемирной жизни, в которой главный момент, он же центральный момент истории, есть благовестие.

Что достойного Себя обещает Бог верующему человеку? Благую весть. И не мог не знать тогда никто, ни человек, ни ангел, что это будет за весть, какая она благая. Однако Бог дал Себя знать Аврааму сразу как предел милости. И вера Авраама состояла в том, что он как-то обратился к этой грядущей истине. Вот, вера ветхозаветного человека отличается от нашей, но это та же самая вера, потому что Иисус Христос вчера и днесь, тот же и во веки. Движение навстречу Благой Вести есть вера ветхозаветного человека. Это необходимо постоянно помнить, когда мы читаем Ветхий Завет.

Движение навстречу Благой Вести и есть вера праведников Ветхого Завета. Авраам, это мы увидим, уверенно идёт по жизни. Он чувствует то, что не знает как будет, но что это милость, и что это будет - он знает.

Авраам был предуведомлен об истине, которую до времени нельзя уразуметь, и даже догадаться о ней было нельзя. Господь предблаговествовал Аврааму о Новом Завете. Не иначе было с Ноем, который получил сначала обещание о Завете, а после Потопа был принят в такой Завет, что если не понять его как пророчество о боговоплощении, то вообще не понятен этот Завет. Движение навстречу Благой Вести с уяснением каждого шага есть путь Авраама в Вере. Этапы этого пути – учение о Спасении – сотериология, которую мы изучает.

Если рассматривать жизнь Авраама как необходимый этап пути к Вселенской Церкви, то многое становится понятно.

Например, почему народ, который возникнет от Авраама, не будет носить его имя? Нет такого народа «аврамеи» или «аврамим», «аврамиты». Нет такого народа. Почему это так? По первому условии Спасения, заданному в сотериологии. Сыновство Авраама настолько совершенно, что жизнеописание Авраама целиком входит в родословную отца Фарры. Авраам – отец всех верующих, своего толдота не имеет. Один из народов по его имени не мог быть поименован. Авраам это.. ну как бы это сказть.. Авраам это «сын отцовский», вот так. В нём сыновство и отцовство стали совершенны. Именование этноса, который возник от Авраама, должно быть взято не от Авраама, но от отцов Авраама, причем желательно из древних отцов Авраама, когда истинное богопочетание, скорее всего ещё утрачено не было. Последним, кто дал сыну пророческое имя Фалек (разделение) был Евер или по-еврейски «йЕвер». При Фалеке произошло разделение Земли по народам как следствие распада Вавилонской цивилизации. А Евер дал сыну пророческое имя «разделение». Так вот, я думаю, что Авраам был от Евера «евреем», как он назван в Писании в 14 гл Книги Бытия 3 ст. Авраам «ха еври» потому что он от Евера.

Имя «Евер» означало «тот, кто с той стороны», «перешедший», «потусторонний». В узком смысле имя «иврим» понимали как потустроронний относительно реки. То ли реки Ефрат, то ли реки Иордан. То есть, евреи это «заречные» или «перешедшие с той стороны реки». Ну, надо отметить, что Авраам не переходил никакой реки. Ни Ефрата, ни Иордана. В Палестину он вошел с Севера. А вот когда народ Израиля перешёл через Иордан и завоевал Палестину, народ стал соответствовать имени «потусторонние» в значении «заречные» (иврим). Может быть по этой причине народ стал называться не аврамим а еврим, в значении заречные? Так могло быть в истории. Но в плане Откровения, в плане Священной истории главным, конечно, является то, что Авраам от Евера. Авраам начал с того, что исполнит сыновство, затем – отцовство. Он стал отец всех верующих. Народ, который произошёл от Авраама стал называться по имени праотца – Евера. Сыновство Авраама по отношению к отцам на столько совершенно, что народ, который произошёл от Авраама, называется по имени отца Авраама. Поэтому, если вдумчиво произнейсти слово «евреи», то сразу вспоминается об отце и сыне и Святом Духе.

Если в имене «евреи» отвлечься от исторической конкретики географии, что они якобы заречные. Если понимать имя «евер» как пророческое, данное ему отцом Шелехом, сыном Каинана, Арфаксада, Сима, Ноя и так до Адама, сына Божия, то пророческое имя «Евер» означает какой-то важный для всего человечества переход на ту сторону. Потомкам Евера через Авраама было назначено стать мостом к иной и последней форме церковной общности, которая есть Вселенская Церковь.

Переход от Церкви этнической к Церкви Вселенской это как переход на ту сторону, и в этом – последний смысл слова «евреи». Переход от Церкви этнической к Церкви Вселенской. Это переход на ту сторону, и в этом – последний смысл слова евреи. Переход этот был на ту сторону ко Вселенской Церкви, очень трудный и очень опасный. Когда родился младенец Христос, многие встанут, многие упадут, как сказал пророк Симеон Богоприимец: «Вот лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле». Переход от этнической церковной общности ко Вселенской Церкви очень тяжел был, и мы можем составить об этом отдалённое представление из современной церковной жизни.

Когда евреи входят в Церковь Христву, они могут испытывать тяготение назад, к этнической церкви. И эта церковь тогда мыслится ими как экстерриториальное этническое образование. Тяготение к отдельной еврейской христианской церкви очень понятно, потому что до Христа евреи веками ждали Мессию, их вера была особая и обособленная, они такой и хотят. Однако, поскольку назначение и служение еврейского народа было в том, чтобы из этнической церкви перейти «авар» (отсюда слово евреи – перейти) на ту сторону к Вселенской Церкви, если таково было их служение, то обратный переход от Вселенской Церкви к этнической – движение антиеврейское. На этом пути евреи-христиане идут против своих отцов, которые ждали Мессию. Путь узкий и тот же самый, движение обратное, это не разойтись, влоб в лоб против своих отцов.

Поскольку через Авраама народу евреев было назначено послужить переходу на ту сторону к Вселенской Церкви, Аврам имел два имени: одно он получит от рождения, другое от Бога – новое имя – Авраам. Прежнее имя Аврама не было отменено. Часть его «Ав», что значит «отец» - сохранилось. А само имя былозвеличино Богом до Авраама, которым его и помянает Святая Церковь.

Авраам не искал нового имени и получил его. Вавилонские строители искали сотворить себе новое имя, но не оставили никакого.

У Аврама-Авраама два имени, как бы две жизни. Жизнь Аврама-Аврама представлена в 2х измерениях: он – историческая личности, и он же икона спасения. Путь Авраама в вере- одни испытания, одни искушения, от которых мы просим Бога нас избавить. «Не введи нас во искушение», поскольку их прошёл отец наш Авраам, ибо мы евреи или не ивреи по сыновству от Авраама, признаём его своим отцом. Также, отцом всех нцне живущих людей, согласно Писанию, был Ной, который назван был «человек совершенный», и Авраам станет человек совершенный. Отличие его от Ноя в том, что Ноя мы застаём в совершенстве, а Авраам таковым на наших глазах становится. Вот именно обетование совершенства и даёт Бог Аврааму в первом благословении. Вчитаемся теперь в это благословение: «Я благословлю тебя, и ты будешь благословен.» Ты, человек, сможешь вполне воспринять божественную милость. Ты сохранишь в целости приподанное тебе благословение. Человек на это способен. Такова вера Авраама. Он даст к себе Богу полный доступ.

Таких праведников в Ветхом Завете не много. Это те, кто прожил все дни жизни, и кто умер исполнен днями, или насущен днями, это жизнь полноты. Святость Авраама будет сопоставима со святостью Адама, Мафусала, Ноя, Исаака, Иова, Давида. Только эти 7 праведников удостоились возможной для Ветхозаветного человека целостности.

Далее Господь говорит: «Я благословлю благословляющих тебя, и хулящего тебя прокляну». Это очень сильные слова. То есть Бог благословляет тех, которых может быть единственная добродетель, что они умеют сохранить свою связь с Авраамом. Вот согласитесь, важная тема у нашей сегодняшней беседы. Благословляет Господь тех, в которых может быть одна добродетель есть, что они умеют сохранить свою связь с Авраамом. Но и проклятие тем, кто допустил себя до разрыва связи с Авраамом. Первое – милость, второе – суд.

Мы боимся Бога оскорбить, и мы ожидаем от Него милости. Точно так, говорит Господь, нужно относиться к Аврааму. Он всю божественную милость воспринял без изъяна, а потому кто благословляет Авраама, будет благословен Богом. Кто хулит Авраама, будет проклят от Бога. Почему это так? По личному совершенству праведности Авраама – да, но и ещё и потому, что от Авраама произойдет Спаситель Богочеловек, Сын человеческий.

В Аврааме мы почитаем богочеловека, и в этом смысле, который открылся в Новом Завете через Авраама Господь готовит Своё воплощение в человеке. Первое благословение Божье Аврааму покрывает собою всю дистанцию от Ветхого до Нового Завета. Это первое, понимаете, первое, что Господь сказал. И вот, вся дистанция от Ветхого до Нового Завета покрывается теми словами, которые мы сейчас с вами прочли. В этом благословении Аврааму открывается возможность помыслить, что первообраз, Бог Творец, может соединиться со своим образом, который есть человек. Первообраз сможет соединиться со своим образом. На столько человек может быть совершенен и целостен. То есть, даже человек поврежденный грехом, может явить достоинство человеческой природы, и образа Божтего, который он несет в себе неистребимо.

Мы спрашивали, что достойного Себя обещает Бог верующему человеку? Верующему Бог даёт весь мир, как историю, и Самого себя. От человека только требуется быть соучастником и в мировой истории и в боговоплощении. Всякая идеология, учение, которая принципиально изолирует Христианина от участия в жизни общеста, является частью антихристианского мировоззрения. Нам могут говорить, что «религия есть частное дело граждан». В этом коммунистическая идиология и либеральная идеология совпадают. Нам могут говорить, что Церковь не участвует в разработке национальной идеологии, поскольку это есть дело исключительно светского государства. Вот сколько бы нам не повторяли этих лживых слов, приправляя их заботой о свободе личности нашей или о спасении душ наших, будем держаться апостольского учения. Апостол Павел говорит: 1е послание к Коринфянам 3 гл: «Мир (имеется в виду не мир иерена(покой), но мир – космос ), настоящее, будущее – всё ваше. Вы же Христовы, Христос - Божий». Сильное впечатление создаётся от слов, сказанных Аврааму, что человек может быть на столько совешенен. Если даже не представлять и не понимать а просто принять к сведению, что человек может быть таков как был Авраам, то это значит сделать важный шаг к уразумению, что человек это такой образ Божий, что может с Богом соединиться. Первообраз может воплотиться в образе. Бог вечеловечился. Иисус был Христос.

Еврейской народ нёс в себе имя Авраам, как знамение истинной церкви, и в этом было его историческое служение. Еврейский народ нёс в себе имя Авраам как знамение истинной Церкви. Пришёл Христос, и об имени Авраам пошёл великий спор. Часть еврейского народа не приняла Христа, пошла против самого имени «евреи» и порвала связь с Авраамом. На Авраама в еврейском народе воздвигли гонения. Это даже больше чем гонения. Авраама аннигилировали, объявили, что не было его. Конечно такое утверждение можно встретить только в среде безрелигиозного еврейства, однако оно имеет социорелигиозную подоплёку. Вот что пишет идеолог такого светского подхода к истории еврейского народа: «В основе светского научного подхода лежит стремление понимать «тонах». Тонах это аббревиатура для собрания книг еврейского канона, это начальнйы буквы взятые три согласные (тора, это учение пятикнижие, оневиим – пророки и конечное х – это хетувим - писание», тонах это аббревиатура для тех книг, которые евреи почитают священными.

В основе светского научного подхода лежит стреление понимать тонах исходя из него самого, из его текста, который признаётся творением человека, иной отличающейся от нашей социально духовной среды».

Религия древних евреев эпохи тонаха называется при таком подходе «яхвизм». Это не монотеизм, это не откровение Бога, это форма политеизма (язычества). То есть древни евреи эпохи тонаха были язычниками особого склада. Особенность яхвизма было то, что он «стремился стать монотеистической религии с одним и единственным богом яхве. Таков современный взгляд. Не было откровения. Был специфический, но вполне научно обозримый процесс созидания нации. Тонах был не только творением народа, но в значительной степени и его творцом. Тонах был основным объединителем и хранителем народа его национальной идентичности и самосознания, хаменяя собой утраченную территориальную общность, собственную государственность, общий язык, культурную общность и так далее».

Тонах – отдельное достояние еврейского народа. Это не Библия, не Ветхий Завет, его нужно всячески обособлять от христианства, поскольку тонах «ангажированный мировоззренческий текст. Эта ангажированность многократно возростает когда перевод делается для христиан, ибо тогда текст Тонаха сознательно и целенаправленно приспосабливается к потребностям и запросам чуждой ему религии христианству».

Что здесь нужно сказать. Много тут можно чего говорить, но самая суть. Древнееврейский текст Книги древнего Завета тысячу лет находился в монопольнов владении идеологически сплочённых общин, которые самый текст Писания воспринимали и редактировани, целенаправленно против чуждой религии – христианства. В своей работе с древнееврейским текстм иудеи масореты заложили такие строгие основания чтобы отрицать возможность соединения божественной и человеческой природы в личности Христа мессии, что этот импульс вышел за рамки религиозного мировоззрения. Что мы видим на примере современных идеологов еврейства. Аналогичные явления мы наблюдаем в истории тоталитарных обществ. Созрданный ими аппарат может существовать независимо от его создателей и даже быть обращён против них. Это и произошло с той частью современного еврейства, которая равнодушна к религиозной проблематике масоретского текста, но горячо относится к национальной идее. То есть канон древнееврейских текстов «тонах» стал рассматриваться ввполне функционально, как объединитель еврейского этноса и хранитель его этнического отдельного ото всех самосознания. Если тонах допускает такое с собой светское обращение, то это уже не откровение Божие, а памятник культуры истории, к нему можно применить те методы исторического исследования, которые разработаны в современной науке и так далее. Скажем о Храме Соломона нет археологических данных, так существовал ли храм? Удивительно, но это говорят сами евреи. Другой пример. 10 заповедей. Моисей и скрижали Завета, событие на Синае. Всё это считается не правдоподобным. Откуда взялись 10 заповедей? Отвечают сами еврей. Это произведение иерусалимской богословской школы эпохи царств. Исхода не было с этой точки зрания. Авраама попросту не существовало. О том, что Авраам был говорить с учеными этого направленя неприлично. Откровение это как камень на горнем пике. Только троно. Может быть дух масоры, этой иудейской традиции, лучше всего проявился в том, до чего дошло самосознание части современных евреев. Ни Бога, ни отцов - нация и тонах. Поворотили против Христа и тем современные евреи остались без Авраама. И не пугает этих людей слова Яхве, которые написаны в тонахе об Аврааме Книги «Берешит». «Хулящего тебя прокляну».

Итак, Аврааму была дана благая весть прежде Евангелия. Вера даётся человеку вместе с обетованием.

С другой стороны. Нет веры и нет обетованного. Обещанное просто не кому будет принять. О вере продолжим говорить в следующий разю Узнаем о том, что вера требует от человека и послушания и непременного творческого усилия. Вера должна быть ещё находчивая.





double arrow
Сейчас читают про: