Разделы курса

Санкт-петербургская государственная академия театрального искусства

Театроведческий факультет

Кафедра ­русского театра

Рабочая программа курса

"Анализ драмы"

для студентов специальности 070211 «Театроведение»

(Квалификации «Театровед»)

Автор-составитель:

Сергеев А.В., кандидат искусствоведения, доцент.

Рецензент:

Чепуров А.А., доктор искусствоведения, профессор.

Одобрена на заседании кафедры русского театра ­­­­­­­­­­­­­

«_15_»_октября_ 2010 г.,

Утверждена Ученым советом театроведческого факультета

«_23__»_декабря_ 2010 г.

Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом

«___»__________ 2010 г. №________

© Санкт-Петербургская государственная

академия театрального искусства, 2010

© Сергеев А.В., 2010


I. Организационно-методический раздел

Курс «Анализ драмы» входит в состав комплексной дисциплины «Театральная критика», предусмотренной федеральным компонентом цикла специальных дисциплин (квалификация «Театровед») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 070211 «Театроведение», утвержденного Министерством образования в 2003 году.

Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами студентам:

очной формы обучения в I семестре – 72 часа, в II семестре – 72 часов, всего – 144 часов;

очно-заочной формы обучения в I семестре – 24 часов, в II семестре – 24 часов, всего – 48 часов;

заочной формы обучения в I семестре – 3 часов, II семестре – 3 часов, всего – 6 часов.

Цели

Цель данного курса – максимальное освоение будущим театроведом современных представлений о структуре драматического произведения, законов его построения и овладение навыками театроведческого анализа драмы.

Задачи

Изучая данный курс, студенты должны познать закономерности драмы как рода литературы и театрального произведения, приобрести навыки анализа драмы с использованием при этом научно обоснованных методов.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Освоение курса «Анализ драмы» во взаимосвязи с курсом комплексной дисциплины « Театральная критика»является важнейшей профессиональной составляющей подготовки театроведа наряду с прочими семинарскими занятиями.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, освоивший курс «Анализ драмы», должен знать основные принципы построения драматического произведения, владеть методами анализа драмы, быть готовым анализировать и решать в пределах своей компетенции творческие проблемы в письменной и устной формах.

II. Содержание курса

Разделы курса

Раздел 1. Действие в драме.

Действенная природа пьесы – предмет исследования студента в первом семестре, выяснение действенного механизма конкретной драмы – цель его аналитических усилий. Студент должен научиться самостоятельно анализироватьспособы создания действия в пьесах различных исторических эпох – от античности до новейшего времени.

По прошествии семестра студент должен четко уяснить отличие драматического произведения от эпического или лирического, узнать, как трактует сегодня наука о театре такие понятия, как фабула, перипетия, узнавание, страдание (пафос); коллизия, конфликт; композиция - в частности, завязка, кульминация, развязка. Студент должен уметь выявлять указанные категории в пьесах различных исторических типов действия, а также грамотно, логично, связно и убедительно излагать в письменном и устном виде результаты своего исследования и его выводы.

Раздел 2. Жанр в драме.

В центре внимания семинара - жанровая природа и жанровая специфика разбираемых драматических произведений.

По прошествии семестра студент должен уметь находить в драматическом произведении признаки разных жанров: трагедии, комедии, драмы, фарса и т. д., а также понимать сложность категории жанра: жанр — неотъемлемая характеристика драматического текста, и вне жанровых законов никакая пьеса существовать не может; жанр затрагивает и включает в себя различные, разноуровневые составляющие драматического произведения — тип и структуру персонажей, тип и развитие коллизий, характер действия, композицию текста и т. д.; жанром определяется тип условности пьесы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: