Санкт-петербургская государственная академия театрального искусства
Театроведческий факультет
Кафедра русского театра
Рабочая программа курса
"Анализ драмы"
для студентов специальности 070211 «Театроведение»
(Квалификации «Театровед»)
Автор-составитель:
Сергеев А.В., кандидат искусствоведения, доцент.
Рецензент:
Чепуров А.А., доктор искусствоведения, профессор.
Одобрена на заседании кафедры русского театра
«_15_»_октября_ 2010 г.,
Утверждена Ученым советом театроведческого факультета
«_23__»_декабря_ 2010 г.
Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом
«___»__________ 2010 г. №________
© Санкт-Петербургская государственная
академия театрального искусства, 2010
© Сергеев А.В., 2010
I. Организационно-методический раздел
Курс «Анализ драмы» входит в состав комплексной дисциплины «Театральная критика», предусмотренной федеральным компонентом цикла специальных дисциплин (квалификация «Театровед») Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности 070211 «Театроведение», утвержденного Министерством образования в 2003 году.
|
|
Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами студентам:
очной формы обучения в I семестре – 72 часа, в II семестре – 72 часов, всего – 144 часов;
очно-заочной формы обучения в I семестре – 24 часов, в II семестре – 24 часов, всего – 48 часов;
заочной формы обучения в I семестре – 3 часов, II семестре – 3 часов, всего – 6 часов.
Цели
Цель данного курса – максимальное освоение будущим театроведом современных представлений о структуре драматического произведения, законов его построения и овладение навыками театроведческого анализа драмы.
Задачи
Изучая данный курс, студенты должны познать закономерности драмы как рода литературы и театрального произведения, приобрести навыки анализа драмы с использованием при этом научно обоснованных методов.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Освоение курса «Анализ драмы» во взаимосвязи с курсом комплексной дисциплины « Театральная критика»является важнейшей профессиональной составляющей подготовки театроведа наряду с прочими семинарскими занятиями.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студент, освоивший курс «Анализ драмы», должен знать основные принципы построения драматического произведения, владеть методами анализа драмы, быть готовым анализировать и решать в пределах своей компетенции творческие проблемы в письменной и устной формах.
|
|
II. Содержание курса
Разделы курса
Раздел 1. Действие в драме.
Действенная природа пьесы – предмет исследования студента в первом семестре, выяснение действенного механизма конкретной драмы – цель его аналитических усилий. Студент должен научиться самостоятельно анализироватьспособы создания действия в пьесах различных исторических эпох – от античности до новейшего времени.
По прошествии семестра студент должен четко уяснить отличие драматического произведения от эпического или лирического, узнать, как трактует сегодня наука о театре такие понятия, как фабула, перипетия, узнавание, страдание (пафос); коллизия, конфликт; композиция - в частности, завязка, кульминация, развязка. Студент должен уметь выявлять указанные категории в пьесах различных исторических типов действия, а также грамотно, логично, связно и убедительно излагать в письменном и устном виде результаты своего исследования и его выводы.
Раздел 2. Жанр в драме.
В центре внимания семинара - жанровая природа и жанровая специфика разбираемых драматических произведений.
По прошествии семестра студент должен уметь находить в драматическом произведении признаки разных жанров: трагедии, комедии, драмы, фарса и т. д., а также понимать сложность категории жанра: жанр — неотъемлемая характеристика драматического текста, и вне жанровых законов никакая пьеса существовать не может; жанр затрагивает и включает в себя различные, разноуровневые составляющие драматического произведения — тип и структуру персонажей, тип и развитие коллизий, характер действия, композицию текста и т. д.; жанром определяется тип условности пьесы.