280
Причины детской агрессивности
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни.
А. С. Макаренко
Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодежи. Педагоги, родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивные наклонности в поведении наблюдаются даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Будем различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое (от лат. agressio — нападение, угроза) — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность — намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие — это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям.' Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.
|
|
Несмотря на то что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор идут жаркие споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести — от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Когда агрессией называют применение огнестрельного оружия для жестокой расправы, то смысл один. Но когда этим же словом называют 282
настойчивость, напористость, жесткость ученика или учителя, то смысл уже несколько другой. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, ребенок дерется и сильно кусает своего противника, ребенок облил краской стол учительницы. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Агрессия — это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов или промывания раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе, и «невинных» — дерганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим. Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в этом будет необходимость, встать за правое дело? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.
|
|
Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного поведения достаточно хорошо изучен — от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький проступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся вначале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физические оскорбления.
Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на состояния депривации и фрустрации, т. е. невозможность достижения цели, исполнения желаний. Мы уже знаем, что фрустрация усиливается, когда человек ожидает большего, но ничего не получает. Это состояние больше, чем другие, создает предпосылки для агрессивного поведения. А третья теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.
И у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активизации (раздражении) этих структур агрессия возрастает, дезактива-
ция их ведет к уменьшению враждебности. Это означает, что можно усиливать или подавлять агрессивность, воздействуя на нервную систему определенными веществами, например лекарственными. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Если ребенок родился с ослабленной нервной системой, то существует определенный риск, что у него разовьются агрессивные наклонности. Это не значит, что он немедля примется все крушить на своем пути, но будет больше, чем другие дети, подвержен эмоциональным расстройствам. Ведь именно эмоции «выталкивают» агрессию на поверхность.
Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то должен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.
Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.
В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта может формироваться и в обратном порядке, если ребенок уже имеет ген зерна агрессивности.
|
|
Ведущий теоретик социального учения американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая послед-
ствия этих действий. В одном из его экспериментов женщина на глазах у детей дошкольного возраста почти 10 мин. избивала надувную резиновую куклу. Дети из контрольной группы, которые этого не видели, никогда не обращались к подобной игре. А дети, наблюдавшие за поведением экспериментатора, во много раз чаще брали в руки палку и избивали куклу. Наблюдение акта агрессивного поведения взрослого развивает у ребенка деструктивные желания, ослабляет торможение силового поведения. Этим объясняется и то, что в семьях с агрессивным поведением родителей растут склонные к силовому решению своих проблем дети.
Что влияет на детскую агрессивность? Ее провоцирует несколько факторов: 1) врожденная склонность (враждебность), 2) авер-сивные случаи (боль, жара, теснота), 3) возбуждение, 4) массовая культура, 5) агрессивные игры и 6) влияние группы (см. рис. 19).
С | Аверсивные | |
случаи | )_________ • | |
заждебные | III f | Врожденная |
мысли и | ffi ХЛтп I | склонность |
•поминания ^ | II ЧТО влияет | 1 (враждебность) Р>~. _—--* |
1 на | ||
Средства | щ агрессивность | | Агрессивная |
массовой «формации. | № 1 iSS""--------- *-«ЯВ | группа |
Агрессивные | ||
С | игры | У |
Рис. 19
Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, чем у нормальных детей, и он легче становится на путь агрессивного поведения. Отрицательные предрасположения
|
|
создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Кроме биологической существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой молодой человек активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, ни агрессивным, а тем более не злодеем или преступником. Сегодня все больше педагогов склоняется к мысли, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость; агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).
Среди аверсивных случаев на первом месте боль. Атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животных: прищемите хвост кошке — и вы в этом немедленно убедитесь. Примерно так же ведут себя и дети, с той лишь разницей, что боятся нападать на определенно более сильного; тогда они уходят и плачут. Жара также является сильным источником агрессивного поведения. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура также провоцируют агрессивное поведение. Бытовые проявления жестокости и насилия обычно происходят именно в таких условиях. У взрослых чаще агрессию вызывает алкоголь. Причинение боли, оскорбительные действия другого человека обычно вызывают ответную реакцию — желание отомстить. Теснота, скученность также усиливают агрессивное поведение. Потому так часто и легко возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей.
Возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным провокатором агрессивного поведения. Как часто ребенок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Как хорошо, что он способен их быстро забывать.
Общество нередко поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. Некоторые родители требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление. Этим они прививают драчливое, неадекватное поведение. Чуть что, ребенок хватается за палку, дает волю рукам, даже не пытаясь использовать другие способы разрешения конфликта. Дети о них просто не
знают. Крайне отрицательно действуют оценки взрослых: «Размазня! Хлюпик! Слюнтяй! Не можешь за себя постоять!» Некоторые просто уверены, что именно так воспитываются смелые, независимые, умеющие стоять за себя люди. И ни капельки не задумываются о последствиях такого поведения.
Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: 1) ведет к усилению агрессивности, 2) повышает порог нечувствительности к насилию, 3) формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, 4) вводит насилие в норму социальной жизни. Это страшно. Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бессильны перед этим злом.
Статистика говорит: к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша. Подталкивает ли телевизор ребенка к совершению агрессивных поступков? Однозначно да. Если для взрослых, как утверждают те, кто насаждает насилие на экраны, оно способствует лишь «выпуску пара», то для детей — прямое подстрекательство к совершению насильственных действий. Посмотрите, как после просмотра фильма мальчики дружно берутся за игрушечное оружие, палки и камни, а девочки бьют и истязают своих кукол. Кровавая телепродукция дает обильную пищу для агрессии. Как утверждает один из американских исследователей Е. Ерон (1987), чем выше степень насилия передач, тем агрессивнее поведение детей.
Английский ученый У. Бельсон (1978) изучал поведение 1565 лондонских мальчиков и доказал, что их агрессивное поведение спровоцировано просмотром сцен насилия. Аналогичным образом Л. Ирон и Р. Хьюсманн (1985) обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей положительно кореллировала с их агрессивным поведением.
На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывают их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы. Стрельба из игрушечных луков, арбалетов, пистолетов и автоматов идет настоящая; известны случаи тяжелых увечий. В одном из экспериментов после игры с оружием дети с большей готовностью разрушили постройку из кубиков,
сделанную другим ребенком. В школу многие дети приходят с готовностью разрушать.
Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастают в группах. Группы — сильнодействующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и скорее всего сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым.
Учителю начальной школы приходится распознавать и корректировать многие виды и способы проявления детской агрессивности. Он должен правильно определить источник агрессивных побуждений и поступков, найти адекватные способы их коррекции. Вид агрессивного поведения часто указывает на причины, его вызвавшие. Связав их вместе, учитель получает важную информацию.
Причины и виды агрессивности:
—естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоян
ные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная аг
рессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведе
ние ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены
породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность;
—следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмер
ной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Воз
никает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдыва
ется лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это
пока еще не черта характера, а попытка отстоять себя, свои
права, свое мнение, проверить на «прочность» окружающих.
Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причи
ны и найден индивидуальный подход к ребенку;
—ярко выраженная направленность на других (экстраверсия)
как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не
выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Ино
гда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции
приобретают форму приставания, даже насилия. Случай труд
ный, требуется консультация медиков;
—проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на
взрослого одного с ребенком пола). Вспышки нечастые, но
достаточно сильные, слабо контролируемые. Требуется кон
сультация психиатра;
—проявление соперничества между детьми (в семье; классе,
школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма рас
пространенный вид проявления агрессии. Корректируется пе
дагогом, если правильно установлены причины;
—проявление комплекса неполноценности, стремление доказать
другим свое преимущество. Чаще проявляется у детей ограни-
ченных интеллектуально, эмоционально глухих, неразвитых, безразличных ко всему. Эти дети терроризируют класс и стоят на грани исключения из школы. Пока решается вопрос о их дальнейшей судьбе, учителю приходится действовать осмотрительно, но быстро и решительно;
— результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает. Слабые физически де-ти-фрустранты обычно занимаются мелкими пакостями исподтишка. Этот вид детской агрессивности будет корректироваться педагогом как можно раньше, чтобы не допустить превращения агрессивности в устойчивую черту характера.
Таким образом, мы вынуждены констатировать, что проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях школа вынуждена значительноуси-ливать работупокоррекцииагрессивного поведения детей.
Агрессивное поведение педагогов 4
Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки... Ваше собственное поведение — самая решающая вещь.... Наш путь единственный — упражнение в поведении.
А.С. Макаренко
Коррекционная педагогика тесно связана с лечебной. И та и другая вызваны к жизни ухудшением физического, психического и нравственного здоровья школьников. Не учителя, а врачи констатируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидакто-генные, т. е. неврозы, случившиеся по вине учителей. Другими словами, это результат низкого профессионализма педагогов. Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани сказал, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учителей. Что и говорить, тяжкое обвинение. Страдают дети. Им
10—2915
очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, и агрессивным учителем.
Сама по себе школа, говорят медики, «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека — недоброго, раздраженного, морально ущербного, некомпетентного. Жизнь ребенку можно испортить, если учитель скажет: «Ты лодырь, лентяй, грязнуля, негодяй, по тебе тюрьма плачет»; этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика. Боязнь учителя, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы — очевидные следствия дидактогении. Когда черствость и безразличие проникают в школу, они становятся причиной многих бед.
Сегодня остро стоит проблема борьбы с повышением агрессивности в обществе. Напряженность, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Агрессивностью заражены многие наши учителя. От педагога, сосредоточенного на ежедневных бытовых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повышенного стресса, тревожного, закомплексованного, конфликтного, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним. Если добавить, что почти все учителя начальной школы женщины, которым присуща повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, нервозность и конфликтность, то станет понятно, почему нашим детям не всегда комфортно в их обществе.
Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность педагогов, конфликтность в школах растут. В некоторых случаях они уже достигли запредельных значений. Школа становится опасным местом для ребенка. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:
—резкое падение престижности образованности и воспитанно
сти в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждени
ем и духовным опустошением подрастающих поколений;
—повышение количества отклонений в нравственном и эмоцио
нальном здоровье детей, что не может не отражаться на здоро
вье учителей, их отношениях с учениками;
—увеличением числа детей с задержкой развития, низким уров
нем интеллектуальных способностей, слабой памятью, дис
пропорцией развития первичных и вторичных потребностей.
Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального
подхода, что также отражается на эмоциональном состоянии
учителей;
—резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, не
адекватная объему и трудности педагогического труда;
—сегодняшние учителя — это вчерашние ученики со всеми
взглядами и комплексами. Свое видение мира, общества, по
нимание ценностей они сегодня прививают своим ученикам;
—субъективные причины повышения агрессивности учителей
есть их индивидуальные особенности, склонность к конфлик
там, врожденная агрессивность, психологический климат в се
мье и коллективе, собственные проблемы, комплексы, заболе
вания, индивидуальный стиль поведения, уровень общей
культуры и многие другие.
Большую озабоченность исследователей вызывает повышенная тревожность и агрессивность женщин-педагогов, отражающаяся не только на взаимоотношениях с учениками, но и на общем климате школьной жизни. А от микроклимата учебного заведения, «духа школы», как известно, зависит очень многое и прежде всего то, как сложатся у ребенка отношения со школой, учителями.
В одном из исследований (О. Бовть, 1997) изучалось, как связаны между собой уровень агрессивности педагога и корректность его взаимоотношений с учениками и коллегами. Были обследованы 144 педагога (все женщины) некоторых севастопольских школ. Высокий уровень агрессивности обнаружен у 30,6% педагогов, средний — у 47,2%, низкий — у 22,2%. У учительниц с высоким и средним уровнем агрессивности отмечен деструктивный, разрушительный характер их отношений с учениками, склонность к необдуманным поступкам, конфликтам, бесплодным дискуссиям, неуважительном отношении к другим и постоянное провоцирование конфликтных ситуаций.
Как потребовать от учеников соблюдения нравственных норм, если хотя бы один учитель в школе от них отступится? Проблема чрезвычайно острая и решается она комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравственных, психических и физических качеств.
Школа становится опасным местом для ребенка, потому что в ней работает много нервных, напряженных, тревожных, конфликтных учителей. Они не могут обеспечить ребенку необходимого тепла и уюта, не могут в полную силу заниматься проблемами воспитательной и коррекционной работы. Общество и государство должны обратить самое пристальное внимание H
Диагностика агрессивного поведения
Самая страшная из грозящих нам катастроф — уничтожение человеческого в человеке.
Ю. Шрейдер
Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлобленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:
—не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося,
разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы по
быть некоторое время один, пока не успокоится;
—немедленно выяснять причину возникновения агрессивного
состояния школьника. Если оно было умышленно спровоци
ровано оскорбительным поведением другой стороны — выкри
киванием обидных слов, плевками, бросанием предметов —
учинить строгий разбор поведения, применить при необходи
мости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику
впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскор
бительное поведение учеников должно пресекаться самым ре
шительным образом;
— при разборе поведения принимать во внимание не всю пред
ысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда
не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту
поступок. Так больше шансов поступить справедливо.
Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять боль
шинство состояний, предшествующих агрессивному поведению
детей.
Признаки агрессивности:
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких
поручений, игнорирование просьб учителя;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить, унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:
—ваши поручения, просьбы, требования;
—обращения, предложения, просьбы одноклассников;
—внезапное изменение ситуации.
Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.
Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностические обследования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.