Причины детской агрессивности Агрессивное поведение педагогов Диагностика агрессивного поведения Ослабление агрессивности


280


Причины детской агрессивности

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качест­вах должна заключаться предельная правда вашей жизни.

А. С. Макаренко

Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодежи. Педагоги, родители от­мечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направ­ленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрес­сивные наклонности в поведении наблюдаются даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Будем различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Пер­вое (от лат. agressio — нападение, угроза) — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность — намерение, состояние, пред­шествующее агрессивному действию. А само агрессивное дейст­вие — это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям.' Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательст­вах, драках, избиениях и т. д.

Несмотря на то что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор идут жаркие споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести — от легких, не­преднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Когда аг­рессией называют применение огнестрельного оружия для жесто­кой расправы, то смысл один. Но когда этим же словом называют 282


настойчивость, напористость, жесткость ученика или учителя, то смысл уже несколько другой. Ребенок выкрикивает обидное про­звище, ребенок дерется и сильно кусает своего противника, ребе­нок облил краской стол учительницы. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Агрессия — это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда дру­гим. Под это определение не попадают случайные столкновения де­тей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, причине­ние боли во время лечения зубов или промывания раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорб­лений, в том числе, и «невинных» — дерганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок». Школь­ной агрессией назовем всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим. Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способны­ми отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в этом будет необходимость, встать за правое дело? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного по­ведения достаточно хорошо изучен — от мелких незаметных па­костей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький проступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся вначале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физиче­ские оскорбления.

Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрес­сивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая считает агрессию естественной реакцией орга­низма на состояния депривации и фрустрации, т. е. невозмож­ность достижения цели, исполнения желаний. Мы уже знаем, что фрустрация усиливается, когда человек ожидает большего, но ни­чего не получает. Это состояние больше, чем другие, создает предпосылки для агрессивного поведения. А третья теория утвер­ждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и яв­ляется результатом воспитания.

И у животных, и у человека ученые обнаружили участки нерв­ной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активиза­ции (раздражении) этих структур агрессия возрастает, дезактива-


ция их ведет к уменьшению враждебности. Это означает, что можно усиливать или подавлять агрессивность, воздействуя на нервную систему определенными веществами, например лекарст­венными. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Если ребенок родился с ослаб­ленной нервной системой, то существует определенный риск, что у него разовьются агрессивные наклонности. Это не значит, что он немедля примется все крушить на своем пути, но будет боль­ше, чем другие дети, подвержен эмоциональным расстройствам. Ведь именно эмоции «выталкивают» агрессию на поверхность.

Общим фактором значительного роста агрессивного поведе­ния в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда от­талкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то дол­жен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.

Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удиви­тельно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы из­менить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страш­ный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного по­ведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в се­мье, окружающей действительности, средствах массовой инфор­мации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.

В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутрен­ним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние уста­новки начинают определять поведение. Связь эта может форми­роваться и в обратном порядке, если ребенок уже имеет ген зерна агрессивности.

Ведущий теоретик социального учения американский психо­лог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая послед-


ствия этих действий. В одном из его экспериментов женщина на глазах у детей дошкольного возраста почти 10 мин. избивала на­дувную резиновую куклу. Дети из контрольной группы, которые этого не видели, никогда не обращались к подобной игре. А дети, наблюдавшие за поведением экспериментатора, во много раз чаще брали в руки палку и избивали куклу. Наблюдение акта аг­рессивного поведения взрослого развивает у ребенка деструктив­ные желания, ослабляет торможение силового поведения. Этим объясняется и то, что в семьях с агрессивным поведением родите­лей растут склонные к силовому решению своих проблем дети.

Что влияет на детскую агрессивность? Ее провоцирует несколь­ко факторов: 1) врожденная склонность (враждебность), 2) авер-сивные случаи (боль, жара, теснота), 3) возбуждение, 4) массовая культура, 5) агрессивные игры и 6) влияние группы (см. рис. 19).

С Аверсивные  
  случаи )_________
заждебные III f Врожденная
мысли и ffi ХЛтп I склонность
•поминания ^ II ЧТО влияет 1 (враждебность) Р>~. _—--*
  1 на  
Средства щ агрессивность | Агрессивная
массовой «формации. № 1 iSS""--------- *-«ЯВ группа
  Агрессивные  
С игры У

Рис. 19

Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и пе­редающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпо­сылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследствен­ности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера бо­лее уязвима, чем у нормальных детей, и он легче становится на путь агрессивного поведения. Отрицательные предрасположения


создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей ал­коголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Кроме биологической существенное влияние на развитие че­ловека оказывает социальная наследственность, благодаря кото­рой молодой человек активно осваивает социально-психологиче­ский опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, ни агрессивным, а тем более не злодеем или преступником. Сегодня все больше педагогов склоняется к мыс­ли, что и нравственные качества, и поведение человека биологи­чески обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, чест­ными или лживыми; природой человеку дается драчливость; агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Среди аверсивных случаев на первом месте боль. Атакующее по­ведение в ответ на боль является типичным для всех животных: при­щемите хвост кошке — и вы в этом немедленно убедитесь. Пример­но так же ведут себя и дети, с той лишь разницей, что боятся нападать на определенно более сильного; тогда они уходят и плачут. Жара также является сильным источником агрессивного поведения. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура также провоцируют агрессивное поведение. Бытовые проявления жестокости и насилия обычно происходят именно в таких условиях. У взрослых чаще агрессию вызывает алко­голь. Причинение боли, оскорбительные действия другого человека обычно вызывают ответную реакцию — желание отомстить. Тесно­та, скученность также усиливают агрессивное поведение. Потому так часто и легко возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей.

Возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным про­вокатором агрессивного поведения. Как часто ребенок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Как хо­рошо, что он способен их быстро забывать.

Общество нередко поддерживает и поощряет агрессивное по­ведение детей. Некоторые родители требуют, чтобы ребенок обя­зательно давал «сдачи» на любое оскорбление. Этим они привива­ют драчливое, неадекватное поведение. Чуть что, ребенок хвата­ется за палку, дает волю рукам, даже не пытаясь использовать другие способы разрешения конфликта. Дети о них просто не


знают. Крайне отрицательно действуют оценки взрослых: «Раз­мазня! Хлюпик! Слюнтяй! Не можешь за себя постоять!» Некото­рые просто уверены, что именно так воспитываются смелые, не­зависимые, умеющие стоять за себя люди. И ни капельки не заду­мываются о последствиях такого поведения.

Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные ин­стинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: 1) ведет к усилению агрессивности, 2) повышает по­рог нечувствительности к насилию, 3) формирует взгляды на на­силие как единственный способ разрешения возникающих про­блем, 4) вводит насилие в норму социальной жизни. Это страшно. Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бес­сильны перед этим злом.

Статистика говорит: к моменту окончания средней школы ребе­нок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша. Подталкивает ли телевизор ребенка к совершению агрессив­ных поступков? Однозначно да. Если для взрослых, как утвержда­ют те, кто насаждает насилие на экраны, оно способствует лишь «выпуску пара», то для детей — прямое подстрекательство к совер­шению насильственных действий. Посмотрите, как после про­смотра фильма мальчики дружно берутся за игрушечное оружие, палки и камни, а девочки бьют и истязают своих кукол. Кровавая телепродукция дает обильную пищу для агрессии. Как утверждает один из американских исследователей Е. Ерон (1987), чем выше степень насилия передач, тем агрессивнее поведение детей.

Английский ученый У. Бельсон (1978) изучал поведение 1565 лондонских мальчиков и доказал, что их агрессивное поведе­ние спровоцировано просмотром сцен насилия. Аналогичным об­разом Л. Ирон и Р. Хьюсманн (1985) обнаружили, что интенсив­ность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей положительно кореллировала с их агрессивным поведением.

На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывают их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обез­вредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с по­мощью силы. Стрельба из игрушечных луков, арбалетов, пистоле­тов и автоматов идет настоящая; известны случаи тяжелых увечий. В одном из экспериментов после игры с оружием дети с большей готовностью разрушили постройку из кубиков,


сделанную другим ребенком. В школу многие дети приходят с го­товностью разрушать.

Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нараста­ют в группах. Группы — сильнодействующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и скорее всего сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым.

Учителю начальной школы приходится распознавать и коррек­тировать многие виды и способы проявления детской агрессивно­сти. Он должен правильно определить источник агрессивных побу­ждений и поступков, найти адекватные способы их коррекции. Вид агрессивного поведения часто указывает на причины, его вызвав­шие. Связав их вместе, учитель получает важную информацию.

Причины и виды агрессивности:

—естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоян­
ные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная аг­
рессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведе­
ние ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены
породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность;

—следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмер­
ной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Воз­
никает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдыва­
ется лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это
пока еще не черта характера, а попытка отстоять себя, свои
права, свое мнение, проверить на «прочность» окружающих.
Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причи­
ны и найден индивидуальный подход к ребенку;

—ярко выраженная направленность на других (экстраверсия)
как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не
выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Ино­
гда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции
приобретают форму приставания, даже насилия. Случай труд­
ный, требуется консультация медиков;

—проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на
взрослого одного с ребенком пола). Вспышки нечастые, но
достаточно сильные, слабо контролируемые. Требуется кон­
сультация психиатра;

—проявление соперничества между детьми (в семье; классе,
школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма рас­
пространенный вид проявления агрессии. Корректируется пе­
дагогом, если правильно установлены причины;

—проявление комплекса неполноценности, стремление доказать
другим свое преимущество. Чаще проявляется у детей ограни-


ченных интеллектуально, эмоционально глухих, неразвитых, безразличных ко всему. Эти дети терроризируют класс и стоят на грани исключения из школы. Пока решается вопрос о их дальнейшей судьбе, учителю приходится действовать осмотри­тельно, но быстро и решительно;

— результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего пережива­ния неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счаст­ливых, удачливых детей его раздражает. Слабые физически де-ти-фрустранты обычно занимаются мелкими пакостями испод­тишка. Этот вид детской агрессивности будет корректироваться педагогом как можно раньше, чтобы не допустить превращения агрессивности в устойчивую черту характера.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что прояв­ления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрес­сивные действия становятся все более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях школа вынуждена значительноуси-ливать работупокоррекцииагрессивного поведения детей.

Агрессивное поведение педагогов 4

Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки... Ваше собст­венное поведение — самая решающая вещь.... Наш путь единственный — упражнение в поведе­нии.

А.С. Макаренко

Коррекционная педагогика тесно связана с лечебной. И та и другая вызваны к жизни ухудшением физического, психического и нравственного здоровья школьников. Не учителя, а врачи кон­статируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидакто-генные, т. е. неврозы, случившиеся по вине учителей. Другими словами, это результат низкого профессионализма педагогов. Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани сказал, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учи­телей. Что и говорить, тяжкое обвинение. Страдают дети. Им

 

10—2915


очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, и агрессивным учителем.

Сама по себе школа, говорят медики, «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека — недоброго, раздражен­ного, морально ущербного, некомпетентного. Жизнь ребенку можно испортить, если учитель скажет: «Ты лодырь, лентяй, гряз­нуля, негодяй, по тебе тюрьма плачет»; этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика. Боязнь учи­теля, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы — очевидные следствия дидактогении. Когда черствость и безразличие проникают в школу, они становятся причиной мно­гих бед.

Сегодня остро стоит проблема борьбы с повышением агрес­сивности в обществе. Напряженность, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Агрессивностью заражены многие наши учителя. От педагога, сосредоточенного на ежедневных бы­товых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повы­шенного стресса, тревожного, закомплексованного, конфликтно­го, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманно­го отношения к ним. Если добавить, что почти все учителя начальной школы женщины, которым присуща повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, нервозность и кон­фликтность, то станет понятно, почему нашим детям не всегда комфортно в их обществе.

Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность пе­дагогов, конфликтность в школах растут. В некоторых случаях они уже достигли запредельных значений. Школа становится опасным местом для ребенка. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:

—резкое падение престижности образованности и воспитанно­
сти в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждени­
ем и духовным опустошением подрастающих поколений;

—повышение количества отклонений в нравственном и эмоцио­
нальном здоровье детей, что не может не отражаться на здоро­
вье учителей, их отношениях с учениками;

—увеличением числа детей с задержкой развития, низким уров­
нем интеллектуальных способностей, слабой памятью, дис­
пропорцией развития первичных и вторичных потребностей.
Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального
подхода, что также отражается на эмоциональном состоянии
учителей;

—резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, не­
адекватная объему и трудности педагогического труда;


—сегодняшние учителя — это вчерашние ученики со всеми
взглядами и комплексами. Свое видение мира, общества, по­
нимание ценностей они сегодня прививают своим ученикам;

—субъективные причины повышения агрессивности учителей
есть их индивидуальные особенности, склонность к конфлик­
там, врожденная агрессивность, психологический климат в се­
мье и коллективе, собственные проблемы, комплексы, заболе­
вания, индивидуальный стиль поведения, уровень общей
культуры и многие другие.

Большую озабоченность исследователей вызывает повышен­ная тревожность и агрессивность женщин-педагогов, отражаю­щаяся не только на взаимоотношениях с учениками, но и на об­щем климате школьной жизни. А от микроклимата учебного заведения, «духа школы», как известно, зависит очень многое и прежде всего то, как сложатся у ребенка отношения со школой, учителями.

В одном из исследований (О. Бовть, 1997) изучалось, как свя­заны между собой уровень агрессивности педагога и корректность его взаимоотношений с учениками и коллегами. Были обследова­ны 144 педагога (все женщины) некоторых севастопольских школ. Высокий уровень агрессивности обнаружен у 30,6% педа­гогов, средний — у 47,2%, низкий — у 22,2%. У учительниц с вы­соким и средним уровнем агрессивности отмечен деструктивный, разрушительный характер их отношений с учениками, склон­ность к необдуманным поступкам, конфликтам, бесплодным дис­куссиям, неуважительном отношении к другим и постоянное провоцирование конфликтных ситуаций.

Как потребовать от учеников соблюдения нравственных норм, если хотя бы один учитель в школе от них отступится? Проблема чрезвычайно острая и решается она комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравст­венных, психических и физических качеств.

Школа становится опасным местом для ребенка, потому что в ней работает много нервных, напряженных, тревожных, конфликтных учителей. Они не могут обеспечить ребенку не­обходимого тепла и уюта, не могут в полную силу заниматься проблемами воспитательной и коррекционной работы. Обще­ство и государство должны обратить самое пристальное вни­мание H


Диагностика агрессивного поведения

Самая страшная из грозящих нам катастроф — унич­тожение человеческого в человеке.

Ю. Шрейдер

Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблю­дением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлоб­ленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения уче­ника, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:

—не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося,
разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы по­
быть некоторое время один, пока не успокоится;

—немедленно выяснять причину возникновения агрессивного
состояния школьника. Если оно было умышленно спровоци­
ровано оскорбительным поведением другой стороны — выкри­
киванием обидных слов, плевками, бросанием предметов —
учинить строгий разбор поведения, применить при необходи­
мости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику
впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскор­
бительное поведение учеников должно пресекаться самым ре­
шительным образом;

— при разборе поведения принимать во внимание не всю пред­
ысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда
не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту
поступок. Так больше шансов поступить справедливо.
Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять боль­
шинство состояний, предшествующих агрессивному поведению
детей.

Признаки агрессивности:

• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких
поручений, игнорирование просьб учителя;

• драчливость;

• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

• жестокое обращение с животными;

• стремление оскорбить, унизить;

• властность, стремление настоять на своем;


• эгоцентризм, неспособность понять других;

• эмоциональная глухота, душевная черствость;

• самоуверенность, завышенная самооценка.

Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:

—ваши поручения, просьбы, требования;

—обращения, предложения, просьбы одноклассников;

—внезапное изменение ситуации.

Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его наме­рении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно ис­пользовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, бе­седы с учениками.

Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональ­ной запущенности, психических отклонений могут быть назначе­ны консультации с врачами, педагогические консилиумы, психи­атрические экспертизы. Во всех случаях диагностические обсле­дования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: