Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.

Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициаций, которая позволяла воспитать непобедимого воина или вождя.

В древней Греции (V—IV в. в. до н.э.) в афинской рабовладельческой республике была поставлена задача воспитания мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, нравственное и эстетическое развитие. Достижение этой воспитательной цели осуществлялось через систему школ, где дети с 7 до 14 лет получали общее образование. В школе «Кифариста» обучались музыке, пению и декламации, с 14 лет поступали в «Полестру» — школу борьбы, в которой занимались гимнастикой и слушали беседы о политике. Таким образом, в Афинах осуществлялось гармоническое развитие, понимавшееся как соразмеренное и пропорциональное сочетание отдельных «сторон» человека [1]. Именно здесь впервые возникла мысль о том, что воспитание гармонически развитых детей должно осуществляться в соответствии с их природой, т. к. человек — сам гармоническая часть природы. Этот принцип «природосообразности» воспитания получил затем свое дальнейшее развитие в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Понимание принципа «природосообразности» в системе воспитания способствовало обобщению содержания воспитательного процесса.

Отдельные из таких принципов, типа «природосообразности», становятся всеобщими, переходящими из одной системы воспитания в другую.

Принцип «природосообразности» противостоит схоластическим и авторитарным системам воспитания с их жестокостью и насилием над ребенком. Педагогические концепции, проповедующие во все времена этот принцип, требовали проводить воспитание с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей, интересов и запросов. Поэтому такие концепции отличались целями, задачами и методами воспитания от официально господствующих систем воспитания в обществе.

Так, педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо требовала во имя принципа «природоспособности» воспитывать детей вне влияния на них «испорченного» человеческого общества, вдали от «гнилой» цивилизации. Таким способом он хотел предупредить возможное дурное влияние общества на становление личности ребенка. Предупредительный способ воспитания связан с тем, что по природе своей ребенок — существо нравственное, дурные черты ему прививает цивилизация, уродливое по своему устройству, общество.

Отсюда мы видим, Ж.-Ж. Руссо, будучи великим гуманистом, использовавшим принцип «природосообразности» в своей концепции воспитания, предлагает культивировать естественный способ воспитания, который существовал во все времена в массовом сознании и опыте и в настоящее время называется способом «гиперопеки».

Сложность использования школьных типов, описанных П. Ф. Лесгафтом, прежде всего, связана с тем, что в основу характеристик положено большое количество оснований, разновидных направлений, которыми занимаются особенно в настоящее время отдельные отрасли наук. Такой интегральный подход к изучению личности не был под силу ни в 20—30-х годах, когда работали интенсивно А.Ф. Лазурский [59] и П. П. Блонский [16], создавая педологию, ни в 50—60-х годах, когда в психологической отрасли знания превалировали исследования теоретического, а не экспериментального характера, ни в 70—80-х годах, когда экспериментальная психология в области изучения личности школьника в основном пыталась пользоваться американскими и западноевропейскими исследовательскими технологиями.

Заслуга П. Ф. Лесгафта, конечно, в том, что, создавая идеально нормальный тип личности, он видел его реально существующим, к воспитанию которого мы должны стремиться. Для этого необходимо учесть условия семейной жизни матери, условия утробной жизни ребенка, наследственность. С момента появления ребенка на свет необходимо проследить шаг за шагом все анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме ребенка в процессе его роста и развития, разобраться в таких проявлениях ребенка, как темперамент, тип и характер, а также уяснить себе природу индивидуальных особенностей организма, от которых зависят как физические качества человека, так и все физиологические, душевные его проявления [59].

Изучая условия воспитания школьных типов личности, основанных на строго детерминированном процессе, можно выделить определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Аксиологический подход к социуму позволяет рассматривать личность с позиции ее собственной ценности для общества, т. е. выявляет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности на общественные ценности. Этот промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов [62] и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности [51].

Следовательно, есть основание рассмотреть проблему, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах происходит формирование того или иного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности, можно выделить основные формы отношений родителей к ребенку и окружающим, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

§ отношение родителей к деятельности ребенка;

§ отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения;

§ отношение родителей к ребенку;

§ отношение родителей к окружающим людям;

§ отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;

§ отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношений родителей к ребенку автор выделил следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В табл.1 даются основные признаки, которыми характеризуются отношения родителей к ребенку, и соответствие стилей семейного воспитания личности.

Таким образом, стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

В то же время нельзя со счетов снимать и исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования положительных или отрицательных стилей семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: