Общее представление о предмете, задачах и методах психологии труда и инженерной психологии

Психология труда – это отрасль психологической науки, изучающая психологические процессы, состояния и свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.

Предмет – психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер.

Основные задачи:

- повышение производимости труда, эффективности трудовой деятельности;

- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Все предлагаемые схемы включают следующие три группы методических форм.

1.Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, тест)

2.Специфические методы, характеризующие трудовую ситуацию в целом (имитационное моделирование, трудовой метод, алгоритмическое описание профессии, хронометраж и т.п.)

3.Специфические методы, характеризующие элементы трудовой деятельности (метод искусственной автоматизации, тесты диагностики конкретных способностей, метод экспертной оценки и т.п.)

3. Понятие социально-психологического тренинга. Виды социально-психологического тренинга.

Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативных традиционным методам и формам обучения. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная (углубленное самопознание и познание партнеров в общение, а также получение знаний, касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.), эмоциональная (эмоциональный опыт общения, позитивное самоотношение и самопринятие, настрой на партнера по общению, проявляющийся в направленности на партнера) поведенческая (владение вербальными и невербальными средствами социального поведения и заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения) сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

Социально-психологический тренинг в узком смысле можно рассматривать как активные формы групповой работы направленные на повышение коммуникативной компетентности личности.

Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту.

В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально- психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах: Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева):

1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;

2. приобретения умений и навыков общения;

3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;

5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми;

6. коррекция и развитие системы отношений личности.

Таким образом, аспект СПТ, который мы выделяем — это направленность на развитие компетентности в общении.

В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа:

1. Инструментально-ориентированные тренинги – сюда относят социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на бихевиоральном направлении в теории личности. Цель данного группового подхода — овладеть эффективными моделями поведения. В СПТ поведения главная цель — изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения.

К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды тренинга:

• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);

• тренинг для руководителей — направлен на организационное поведение; • тренинг-программа аргументированного поведения;

• тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением;

• тренинг стратегии решения конфликта;

• тренинг для управляющих;

• тренинг делового общения;

• тренинг для эффективного руководителя;

• тренинг уверенности в себе;

• тренинг социальных навыков и т.д.

2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

Основным процессам в данных группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.

Существуют различные виды групп личностного роста.

в зависимости от того какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по- разному представляются и виды групп личностного роста.

Приведем примеры групп личностного роста:

1. группы-встреч;

2. гештальт-группы;

3. психодраматические группы;

4. психодинамические группы;

5. экзистенциальные группы;

6. группы арт-терапии;

7. группы танцевальной терапии и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: