Общая характеристика бихевиоризма (классический бихевиоризм, необихевиоризм, социобихевиоризм)

Время возникновения – начало ХХ века

Авторы: Эдвар Торндайк, Джон Брадуас, Уотсон, Иван Петрович Павлов, Владимир Михайлович Бехтерев, Б.Ф. Скиннер

Основная идея: внешние стимулы – поведенческие реакции

Методы: эксперимент

Основные теоретические положения:

1. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения;

2. Связь «стимул-реакция» характеризуется признаками:

- исходный пункт – проблемная ситуация;

- организм противостоит ей как целое;

- он активно действует в поисках выбора;

- выучивается путем упражнения

3. Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида:

- Закон упражнения – при прочих обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе;

- Закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;

- Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать туже самую реакцию;

- закон эффекта – вероятность воспроизведения формы поведения возрастает, если ранее такое поведение приводило к полезному результату (снятию напряжения).

4. Задачи классического бихевиоризма:

- изучение поведения (установление связей между S и R);

- управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S);

- научение – адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;

- выработка навыков – постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психоло­гия). Анализ поведения должен носить строго объективный ха­рактер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внут­ри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно толь­ко реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуа­ции, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии - заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный сти­мул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S—R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть под­крепление.

Подкрепление может быть положительным (похва­ла, получение желаемого результата, материальное вознаграж­дение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иног­да преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении ре­акции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образо­вывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — органи­зованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навы­ки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуа­ции ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрог­раммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) под­верг сомнению схему S—R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственнос­ти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S—I—R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои кон­цепции в новом освещении — в теории социального научения.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представля­ет система взглядов Б. Скиннера. Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция по­ведения и разработанная на ее основе технология поведения используемая в качестве орудия управления поведением людей получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

Скиннер формулирует положение о трех видах поведения безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловнорефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только им не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепля­ются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой про­извольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: