Отражение релевантных воспитательных парадигм в художественной литературе

При анализе лексической репрезентации основания (признака) сравнения выявляется, что в случаях, когда в качестве предмета сравнения выступает человек, внимание современных авторов сосредоточено на следующих аспектах проявления человеческой сущности: 1) физические действия. Конкретные проявления деятельности; 2) эмоции и чувства. Отношение к людям. Состояние духа, настроения; 3) внешний вид человека (внешность); 4) физические возможности и способности человека; 5) речевая деятельность. Речевое общение. Представленный материал позволяет ранжировать репрезентируемые данными тематическими группами концепты по степени их релевантности в плане художественного осмысления человека как предмета сравнения. Показательно, что одним из наиболее значимых для художественного мировосприятия оказывается такой аспект человеческой личности, как эмоциональная сфера, а наименее значимыми — деловые качества и отношение к материальным ценностям.

Если предмет сравнения относится к зоологической сфере, в качестве основания сравнения выступают характеристики внешнего вида или поведенческих особенностей представителя животного мира. В высказываниях, в которых выражение сравнительных отношений связано с характеристикой предмета сравнения, относящегося к артефактной или натурфактной сфере, в большинстве случаев в качестве основания сравнения выступает внешний вид реалий, их цвет, форма, размер, структура и т.д.

В рамках представленного материала, самое большое разнообразие признаков, на основании которых происходит сравнение одного предмета с другим, наблюдается в тех случаях, когда предметом сравнения является человек, что еще более подчеркивает антропоцентричность современного художественного дискурса и выявляет специфические черты образного осмысления человека художественным сознанием.

Образ сравнения в компаративных конструкциях современного художественного дискурса, так же как и предмет сравнения, соотносится с определенной когнитивной сферой: антропологической, артефактной, зоологической, натурфактной, абстрактной, мифологической. Наиболее значимыми для художественного постижения предмета сравнения посредством его образного представления в современном художественном мировосприятии оказались концепты «человек», «механизм», «животное», «растение».

Каждая из названных когнитивных сфер имеет свои релевантные для художественного осмысления мира параметры, которые могут реализоваться:

1) в особенностях проявления определенных качеств, специфических признаков, поведенческих характеристик, видов деятельности, свойственных субъектам антропологической, зоологической, натурфактной, мифологической сфер (человеку, животному, растению, мифологическому существу);

2) в определенных качествах, присущих тому или иному предмету, особенностях его функционирования в артефактной сфере;

3) в особенностях проявления определенных абстрактных признаков в абстрактной сфере.

Знание автором этих параметров и их художественное соотнесение с изображаемым объектом обусловливает выбор образа сравнения для наиболее зримого и наглядного представления предмета сравнения.

6. Результатом повторяющегося соотнесения определённого предмета и определённого образа сравнения в когнитивной компаративной структуре является парадигма, т.е. устойчивое соотношение концептов, представляющих предмет и образ сравнения.

В ходе исследования были выявлены системы когнитивных образных парадигм со следующими ключевыми единицами: ЧЕЛОВЕК -. (36% примеров), АРТЕФАКТ -. (15%), ЗООНИМ -. (15%), НАТУРФАКТ -. (12%), АБСТРАКТ -. (9%). Каждая система состоит из определенного количества образных парадигм.

Когнитивные образные парадигмы представляют собой инварианты, реализующиеся в современном художественном дискурсе посредством вариантов, которые могут быть устойчивыми (типичными) или уникальными (специфичными).

Как показал проведенный анализ, в современном художественном дискурсе наиболее полно представлены следующие инварианты образных парадигм: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК - АРТЕФАКТ, ЧЕЛОВЕК -ЗООНИМ, а также АРТЕФАКТ - АРТЕФАКТ, АРТЕФАКТ - ЗООНИМ, ЗООНИМ - АРТЕФАКТ и некоторые др.

Вместе с тем наблюдается лакунарность в представлении некоторых потенциально возможных инвариантов образных парадигм. В рамках исследуемого материала не зафиксированы примеры компаративных конструкций, в которых могли быть реализованы такие инварианты образных парадигм, как ЗООНИМ - АБСТРАКТ, ЗООНИМ - МИФОНИМ, НАТУРФАКТ - АБСТРАКТ, НАТУРФАКТ - МИФОНИМ, а также АБСТРАКТ - ЧЕЛОВЕК, АБСТРАКТ - МИФОНИМ.

Полученные данные не только репрезентируют наиболее релевантные для современного художественного сознания соотношения когнитивных сфер, но и позволяют ранжировать выявленные соотношения по степени их аксиологичности в художественном мировосприятии.

Кроме того, полученные результаты позволяют выявить соотношение универсального и индивидуального в художественном сознании. Если устойчивые варианты репрезентируют национальные стереотипы компаративной категоризации действительности, то индивидуально-авторские сравнения отражают специфику восприятия и интерпретации окружающего мира отдельной творческой личностью.

Соотношение универсального и уникального в современном художественном дискурсе выявляется и при анализе компаративных конструкций с точки зрения их оценочности.

Аксиология педагогической этики. Принципы нравственности (внутренняя свобода, самоценность человека, равенство, совесть и т.п.). Нравственная рефлексия педагога как основа профессионально-личностного развития. Нравственное самовоспитание и развитие педагога. Ситуация нравственного выбора в педагогическом процессе и деятельности учителя. Нравственная рефлексия педагога

Аксиоло́гия (ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Педагогическая аксиология специализируется на изучении ценностей в образовании. Эта отрасль общей аксиологии рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с подростком. Именно они влияют на формирование ценностей.

Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.
Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.
Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.
Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: