Общая характеристика системы «ЛИДЕР»
Выявление уровня профессионализма педагога может быть осуществлено с помощью системы оценки его обучающей деятельности и системы определения эффективности учебных занятий по разным показателям.
Система оценки обучающей деятельности педагога получила название «ЛИДЕР» (производное от слов: ЛИчность, ДЕятельность, Результат – как основы при разработке критериев).
В основе системы «ЛИДЕР» лежит определение уровней достижений, связанных с деятельностью педагога, ее результатами, проявлением его личностных качеств. С этой целью сформулированы критерии оценки (самооценки) обучающей деятельности педагога, разработаны варианты оценки по каждому критерию (с помощью шкалы оценки и посредством первичных признаков), разработана шкала уровней.
Предлагаемая система оценки обучающей деятельности педагога (ОДП) включает два взаимосвязанных аспекта: функциональный и результативно-личностный.
Для оценки ОДП по функциональному аспекту используются следующие критерии.
|
|
1. Владение содержанием образования и дидактическая его организация.
2. Организация обучающей деятельности педагога.
3. Организация учебной деятельности обучаемых.
4. Педагогическое стимулирование и мотивация личности обучаемого в процессе обучения.
5. Структурно-композиционное построение учебного занятия.
Все перечисленные критерии связаны с реализацией функциональных задач. Это возможно при осуществлении взаимосвязей между компонентами педагогической системы.
Для оценки по результативно-личностному аспекту применяются следующие критерии.
1. Успешность обучения.
2. Комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучаемых.
3. Степень перевода обучаемых с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания».
4. Совершенствование профессиональной деятельности.
5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога.
Каждый критерий в дальнейшем раскрывается через свои первичные признаки.
Для осуществления оценки (самооценки) ОДП по каждому критерию могут быть применены два варианта:
первый вариант – оценка по 10 балльной шкале;
второй вариант – оценка посредством первичных признаков
критерия.
Преимущество первого варианта заключается в его оперативности, преимущество второго варианта – во всестороннем анализе ОДП.
Педагогу необходимо владеть обоими вариантами оценки обучающей деятельности.