SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для бизнеса – является ключевым методом согласования внутренних возможностей, ресурсов Компании и условий внешней среды.
SWOT-анализ проводят, как для деятельности фирмы в целом, так и для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий.
Сильные стороны Компании | Возможности Компании во внешней среде |
· Известная торговая марка; · Квалифицированный персонал; · Директор по продажам, который за 6 месяцев увеличил продажи на 60%; · Наличие собственных производственных и торговых площадей. | · Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание; · Возможность узкой специализации; · Развитие корпоративных клиентов и новых отраслей потребителей; · Увеличение рентабельности, контроль над затратами. |
Слабые стороны Компании | Угрозы внешней среды для бизнеса |
· Проблемы с качеством (качество ниже среднего); · Нехватка оборотных средств для закупок, слабый финансовый директор? · Последний год резкие изменения: высокая текучесть кадров (20% за последние полгода); · Еженедельные конфликты (перевод стрелок) между Начальником отдела закупок (старый) и Директором по продажам (новый). | · Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $ а продают в рублях); · Происходит изменение политики поставщиков; · Рост конкуренции, появляются новые торговые марки. |
SWOT-анализ часто используется формально, без понимания его предназначения. Люди обозначают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, нередко путая их между собой.
|
|
Например, быстро растущий рынок относят не к возможностям, а к сильным сторонам своего бизнеса.
Главное, с чего следует начать SWOT-анализ – это обозначение цели, поскольку он всегда делается под конкретные цели и не бывает абстрактным. Одно и то же может быть плюсом или минусом в зависимости от цели. В SWOT-анализе, особенно на первых его шагах, не очень нужны точные бухгалтерские цифры и высокая степень детализации, это качественная оценка себя сегодняшнего и возможных направлений движения в будущее.
Применять результаты SWOT-анализа можно по-разному. Как правило, разрабатывается несколько вариантов стратегий (планов действий, которых необходимо предпринять).
По факту заполнения матрицы SWOT-анализа необходимо разработать план действий, который следует предпринять, например, в рамках использования возможностей и сильных сторон или для того, чтобы отразить угрозы и сделать слабые стороны сильными.
Первая из граничных стратегий призвана ответить на вопрос: что мы собираемся делать для реализации возможностей, опираясь на свои сильные стороны (в предположении, что нет ни слабых сторон, ни угроз)? Эту стратегию можно назвать агрессивной или стратегией предельного оптимизма.
|
|
Соответственно, четвертая стратегия разрабатывается в предположении, что у нас есть только слабые стороны и угрозы, нет ни возможностей, ни сильных сторон, это стратегия действий в условиях, близких к катастрофическим. Часто в этой стратегии можно найти нетривиальные ходы – загнанному в угол человеку уже нечего терять.
Вторая стратегия «скрещивает» возможности и слабые стороны (сильными сторонами и угрозами в этом случае пренебрегаем), называется конкурентной. Третья стратегия может считаться консервативной – сильные стороны используются для защиты от внешних угроз. Обе эти стратегии можно назвать «реалистическими» (по отношению к «оптимистической» и «парадоксальной»).
В заключении, следует отметить, что все рассмотренные инструменты анализа рынка не является алгоритмом, который можно применять бездумно. И подстановка исходных данных, и толкования результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.