Проведение SWOT-анализа, назначение

SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для бизнеса – является ключевым методом согласования внутренних возможностей, ресурсов Компании и условий внешней среды.

SWOT-анализ проводят, как для деятельности фирмы в целом, так и для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий.

Сильные стороны Компании Возможности Компании во внешней среде
· Известная торговая марка; · Квалифицированный персонал; · Директор по продажам, который за 6 месяцев увеличил продажи на 60%; · Наличие собственных производственных и торговых площадей. · Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание; · Возможность узкой специализации; · Развитие корпоративных клиентов и новых отраслей потребителей; · Увеличение рентабельности, контроль над затратами.
Слабые стороны Компании Угрозы внешней среды для бизнеса
· Проблемы с качеством (качество ниже среднего); · Нехватка оборотных средств для закупок, слабый финансовый директор? · Последний год резкие изменения: высокая текучесть кадров (20% за последние полгода); · Еженедельные конфликты (перевод стрелок) между Начальником отдела закупок (старый) и Директором по продажам (новый). · Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к $ а продают в рублях); · Происходит изменение политики поставщиков; · Рост конкуренции, появляются новые торговые марки.

SWOT-анализ часто используется формально, без понимания его предназначения. Люди обозначают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, нередко путая их между собой.

Например, быстро растущий рынок относят не к возможностям, а к сильным сторонам своего бизнеса.

Главное, с чего следует начать SWOT-анализ – это обозначение цели, поскольку он всегда делается под конкретные цели и не бывает абстрактным. Одно и то же может быть плюсом или минусом в зависимости от цели. В SWOT-анализе, особенно на первых его шагах, не очень нужны точные бухгалтерские цифры и высокая степень детализации, это качественная оценка себя сегодняшнего и возможных направлений движения в будущее.

Применять результаты SWOT-анализа можно по-разному. Как правило, разрабатывается несколько вариантов стратегий (планов действий, которых необходимо предпринять).

По факту заполнения матрицы SWOT-анализа необходимо разработать план действий, который следует предпринять, например, в рамках использования возможностей и сильных сторон или для того, чтобы отразить угрозы и сделать слабые стороны сильными.

Первая из граничных стратегий призвана ответить на вопрос: что мы собираемся делать для реализации возможностей, опираясь на свои сильные стороны (в предположении, что нет ни слабых сторон, ни угроз)? Эту стратегию можно назвать агрессивной или стратегией предельного оптимизма.

Соответственно, четвертая стратегия разрабатывается в предположении, что у нас есть только слабые стороны и угрозы, нет ни возможностей, ни сильных сторон, это стратегия действий в условиях, близких к катастрофическим. Часто в этой стратегии можно найти нетривиальные ходы – загнанному в угол человеку уже нечего терять.

Вторая стратегия «скрещивает» возможности и слабые стороны (сильными сторонами и угрозами в этом случае пренебрегаем), называется конкурентной. Третья стратегия может считаться консервативной – сильные стороны используются для защиты от внешних угроз. Обе эти стратегии можно назвать «реалистическими» (по отношению к «оптимистической» и «парадоксальной»).

В заключении, следует отметить, что все рассмотренные инструменты анализа рынка не является алгоритмом, который можно применять бездумно. И подстановка исходных данных, и толкования результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: