Возникновение и основные течения институционализма.
Институты - это установленные правила жизни. Институционализм как самостоятельное научное течение возник в США, но истоки его лежат в европейских теориях: немецкой исторической школы и марксистской теории.
Немецкая историческая школа:
1. Отрицательное отношение к созданию универсальной экономической теории.
2. Национальные факторы играют главную роль в хозяйственном развитии.
3. Главный акцент - на конкретные историко-экономические условия.
4. Трактовка народного хозяйства как единого целого.
5. Отрицательное отношение к концепции экономического человека.
6. Благосклонное отношение к государственному вмешательству.
Современная институциональная теория:
1. Институциональная наука не сводится к экономической политике.
2. Институционализм использует идеи и данные других наук.
3. Институты – это ключевые элементы любой экономической системы.
4. Экономика – эволюционирующая система.
5. Институциональная среда оказывает сильное влияние на людей.
|
|
Причины, по которым неоклассическая экономическая теория перестала отвечать современным требованиям: она базируется на нереальных предпосылках и ограничениях. (Р. Коуз называл такое положение дел "экономикой классной доски").
Институционалисты опровергли положения неоклассиков:
1. Во-первых, предпосылку, что обмен происходит без издержек. В реальной экономике любой акт обмена связан с определенными издержками. Они получили название трансакционных.
2. Во-вторых, необходимо пересмотреть тезис о доступности информации.
3. В-третьих, фирмы нельзя рассматривать как "чёрные ящики".
Понятие, сущность и роль государственной собственности.
Из доступа к ресурсам исключены все граждане и не граждане государства. Использование ресурса закреплено в формальных правилах. Совладельцы государственной собственности не могут продать свои права на нее. Усложнен контроль собственности, ею управляет бюрократия.
Доступ к редким ресурсам регулируется интересами всего общества. Никто не находится в привилегированном положении. Чиновники различных уровней обладают разными правами и привилегиями. «Место» имеет ценность, поэтому неявно складывается частная собственность на место чиновника. Экономические интересы чиновников не совпадают с интересами тех, кого они должны представлять. Возможности контроля ограничены, поэтому развиваются институты административного рынка.
Отличия государственной собственности от частной:
1. Главное отличие - неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю. Более того, никто не может уклониться от обладания ею.
|
|
2. Члены общества слабее заинтересованы в контроле.
3. У бюрократии появляются возможности для злоупотреблений.
4. Общественное производство часто нацелено на выпуск того, в чем общество не нуждается.
Выгоды и издержки, связанные с решениями государственных служащих, затрагивают интересы всех граждан страны. Но им безразличны последствия от своих действий, если это не касается их карьерного роста (а значит, и дохода). Возникает существенное различие между правом государственной собственности де-юре и де-факто.