Понятие, сущность и роль государственной собственности

Возникновение и основные течения институционализма.

Институты - это установленные правила жизни. Институционализм как самостоятельное научное течение возник в США, но истоки его лежат в европейских теориях: немецкой исторической школы и марксистской теории.

Немецкая историческая школа:

1. Отрицательное отношение к созданию универсальной экономической теории.

2. Национальные факторы играют главную роль в хозяйственном развитии.

3. Главный акцент - на конкретные историко-экономические условия.

4. Трактовка народного хозяйства как единого целого.

5. Отрицательное отношение к концепции экономического человека.

6. Благосклонное отношение к государственному вмешательству.

Современная институциональная теория:

1. Институциональная наука не сводится к экономической политике.

2. Институционализм использует идеи и данные других наук.

3. Институты – это ключевые элементы любой экономической системы.

4. Экономика – эволюционирующая система.

5. Институциональная среда оказывает сильное влияние на людей.

Причины, по которым неоклассическая экономическая теория перестала отвечать современным требованиям: она базируется на нереальных предпосылках и ограничениях. (Р. Коуз называл такое положение дел "экономикой классной доски").

Институционалисты опровергли положения неоклассиков:

1. Во-первых, предпосылку, что обмен происходит без издержек. В реальной экономике любой акт обмена связан с определенными издержками. Они получили название трансакционных.

2. Во-вторых, необходимо пересмотреть тезис о доступности информации.

3. В-третьих, фирмы нельзя рассматривать как "чёрные ящики".

Понятие, сущность и роль государственной собственности.

Из доступа к ресурсам исключены все граждане и не граждане государства. Использование ресурса закреплено в формальных правилах. Совладельцы государственной собственности не могут продать свои права на нее. Усложнен контроль собственности, ею управляет бюрократия.

Доступ к редким ресурсам регулируется интересами всего общества. Никто не находится в привилегированном положении. Чиновники различных уровней обладают разными правами и привилегиями. «Место» имеет ценность, поэтому неявно складывается частная собственность на место чиновника. Экономические интересы чиновников не совпадают с интересами тех, кого они должны представлять. Возможности контроля ограничены, поэтому развиваются институты административного рынка.

Отличия государственной собственности от частной:

1. Главное отличие - неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю. Более того, никто не может уклониться от обладания ею.

2. Члены общества слабее заинтересованы в контроле.

3. У бюрократии появляются возможности для злоупотреблений.

4. Общественное производство часто нацелено на выпуск того, в чем общество не нуждается.

Выгоды и издержки, связанные с решениями государственных служащих, затрагивают интересы всех граждан страны. Но им безразличны последствия от своих действий, если это не касается их карьерного роста (а значит, и дохода). Возникает существенное различие между правом государственной собственности де-юре и де-факто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: