Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Проведение АС и ДНР в зонах ЧС является одной из основных задач сил и средств МЧС РФ (рис.23) и представляет собой сложный комплекс мероприятий.

Целью проведения АС и ДНР в зонах ЧС является спасение людей, оказание медицинской помощи пострадавшим, локализация аварий, катастроф и создание условий для последующего проведения восстановительных работ.

АС и ДНР организуются в минимально короткие сроки и проводятся непрерывно до полного их завершения. При этом ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локальной – силами и средствами организации, ОЭ;

муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств, привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти (войска гражданской обороны;аварийно-спасательные службы (АСС) и аварийно-спасательные формирования (АСФ);противопожарные формирования государственной противопожарной лужбы (ГПС);формирования государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС);воинские части Вооруженных Сил по согласованию с Министерством обороны;технические средства механизации работ и транспортные средства).

В планах комиссии по ЧС заблаговременно в мирное время предусматривается создание группировки сил и средств

Группировка сил создается во всех категорированных городах, городах где размещены потенциально опасные объекты (ПОО) и городах, которые подвержены стихийным бедствиям. Создание группировки сил и средств для проведения АС и ДНР целесообразно в условиях военного времени, а в мирное время только в условиях крупномасштабных ЧС. Состав группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС, и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств, объема работ в зоне ЧС.

В общем случае группировка сил включает: разведку, ООД, 1 и 2 эшелоны сил и резерв.

Разведка – выявляет обстановку на маршруте выдвижения и в зоне ЧС.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ и в первую очередь на аварийных объектах, продолжающих работу в зоне ЧС.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены сил первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работы.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного потенциала. Состав эшелонов и сил определяется, исходя из конкретной обстановки в зоне ЧС, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного выдвижения группировки сил в зону ЧС по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты). ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.

При выполнении АС и ДНР осуществляются следующие основные мероприятия:

─ ведение разведки (устанавливается степень и объем разрушений, размеры зон заражения, скорость и направление распространения заражений, пожаров, затоплений и т.п.);

─ выявление объектов и населенных пунктов, которым непосредственно угрожает опасность;

─ определение необходимой группировки сил и средств для предотвращения и локализации угрожающей опасности и ликвидации последствий;

─ спасение людей, животных и материальных ценностей в зоне ЧС и оказание медицинской помощи пострадавшим;

─ проведение неотложных аварийных работ в целях обеспечения спасательных работ;

─ организация комендантской службы для обеспечения общественного порядка в районах бедствия, охраны материальных ценностей;

─ восстановление жизнедеятельности городов и других населенных пунктов;

─ поиск, опознание и захоронение погибших.

Анализ проведения АС и ДНР при ликвидации последствий ЧС в различных зонах ЧС показывает, что все задачи выполняются поэтапно в определенной последовательности и в максимально короткие сроки. Рассматриваются 3 этапа проведения АС и ДНР.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращение развития или уменьшение воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовка к проведению АС и ДНР. Основными мероприятиями этого этапа являются:

─ оповещение населения, рабочих и служащих об опасности;

─ использование средств защиты (индивидуальных и коллективных);

─ соблюдение режимов поведения в зоне ЧС;

─ эвакуация людей из районов, в которых существует опасность их поражения;

─ применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

С получением данных о возникновении А, К, СБ распоряжением председателя КЧС вводятся в действие планы ГО ЧС на мирное время по ликвидации последствий А, К, СБ и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных планом. Свою деятельность КЧС осуществляет через отделы, управления и свои оперативные группы.

Силы ГО ЧС (рис. 23) приводятся в готовность поочередно. В первую очередь приводятся в готовность разведывательные формирования, а также те силы, которые необходимы для выполнения задач по защите населения, локализации аварий и подготовке спасательных работ. К ним относятся формирования охраны общественного порядка, медицинской и противопожарной службы, транспорта, подразделения ведомственных спасательных служб. Контроль за приведением в готовность указанных сил осуществляют отделы, управления ГО ЧС.

Другие силы приводятся в готовность после оценки обстановки и принятия решения на проведение АС и ДНР. В первоочередном порядке организуется охрана общественного порядка. Для этого устанавливается оцепление района А или СБ, осуществляется регулирование движения транспорта. Особое внимание уделяется предотвращению паники, доводится информация населению об обстановке, даются указания и рекомендации о порядке поведения в зоне ЧС.

В целях получения данных для оценки обстановки организуются все виды разведки. Разведка устанавливает и предоставляет данные о месте аварии или СБ, их характере, масштабах поражений и разрушений и другие сведения о сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки по данным разведки председатель КЧС принимает решение о проведении АС и ДНР и реализует его через органы ГО ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АС и ДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. Руководство АС и ДНР осуществляет КЧС. Контроль за организацией и выполнением работ ведут органы ГО ЧС (отделы, управления) и создаваемые КЧС оперативные группы.

В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, где могут находиться люди, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АС и ДНР.

Проезд (проход) при незначительных местных завалах устраивается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1 м – прокладыванием проезда по завалу. Проезды устраиваются шириной 3-3,5 м для одностороннего движения и 6-6,5 м для двустороннего. При одностороннем движении через каждые 150-200 м делают разъезды протяженностью 15-20 м. Для устройства проездов используются формирования механизации, имеющие бульдозеры и автокраны.

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и с командами пожаротушения, выдвигаются к местам работ и приступают к спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха при необходимости и к проведению других работ.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями) (рис.5) с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют поиск пораженных, извлекают их из-под завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую медицинскую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт.

Конструкции зданий и сооружений, угрожающие обвалом и препятствующие ведению спасательных работ, или укрепляют, или обрушают.

Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными входами и лестницами, спасательные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, проделываемые в смежные помещения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого трапам, а также через оконные проемы и балконы с помощью лестниц, автоподъемников и спасательных тросов.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших. При этом прежде всего помощь оказывается пораженным АХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с кровотечениями, проникающими ранениями живота и груди.

Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате А, К или СБ и по восстановлению функционирования объектов экономики. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья, энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжение продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного населения.

На этом этапе силы ГО ЧС выполняют свои специальные задачи:

─ ведение разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

─ проведение санитарной обработки, дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, техники, сооружений, территорий и т.п.

Все остальные вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения решаются другими организациями и структурами под руководством КЧС.

Следует иметь в виду, что возникновение СБ, а в ряде случаев и аварий, может быть спрогнозировано заблаговременно. В таких случаях в соответствии с планами ГО ЧС

проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения последствий СБ и А и по подготовке к проведению АС и ДНР.

В такого рода ситуациях организация и характер деятельности органов и сил ГО ЧС аналогичен их работе при внезапно возникающих А, К, и СБ с той лишь разницей, что достаточно большой объем работ может быть выполнен заранее до возникновения ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: