Важнейшей формой реализации философского знания высту-
пают тексты, совокупность которых составляет общее проблемное
поле философии. Текст представляет собой многослойное образо-
вание, которое содержит в себе множество смыслов, и одна из за-
дач философии заключается как раз в поиске этих смыслов. В ис-
тории философии сформировалось направление, которое ставит
одной из своих задач истолкование текста, — герменевтика. Само
направление имеет очень длительную историю, уходя корнями
в античность и особенно в Средневековье1. Кроме того, герменев-
тика выступает еще и в качестве особой методологической про-
граммы гуманитарных наук, так как в последних текст занимает
особое место, являясь также формой реализации данного вида по-
знания бытия.
У истоков герменевтической традиции в философии стоят та-
кие фигуры, как И. М. Хладениус (1710—1759), В. Гумбольдт
(1767—1835), Ф. Шлейермахер (1768—1834), которые сформирова-
ли общетеоретические представления о герменевтике.
В современной западной философии эту линию продолжает
В. Дильтей (1833-1911).
Основные его труды: «Введение в науку о духе. Критика исторического
разума» (1883), «Описательная психология» (1894), «Возникновение герме-
невтики» (1900).
Он расширяет понятие герменевтики до ее понимания как
особой философской дисциплины, выступающей своеобразной
методологией наук о духе. Однако в отличие от предшествующих
авторов, он занимает не чисто объективистско-рационалистиче-
скую позицию, а пытается объединить в этой науке психологиче-
ские и объективные методы.
Духовная культура, по его мнению, представляет собой цело-
стное образование, в которое включаются как знания о внешнем
мире, так и внутренние переживания этого мира субъектом. Соот-
ветственно внешний мир постигается человеком на основе естест-
венно-научной методики. А внутренний мир, зафиксированный
в текстах (культура прошлого), требует своей особой интерпрета-
ции, в качестве которой и выступает герменевтика. Два вида по-
нимания отражают два имеющихся комплекса наук: науки о духе
и науки о природе. Это разделение, конечно, весьма условно
и представляет собой лишь разные сконструированные разумом предметные области. Однако такое разделение позволяет разли-
чать специфику природных и духовных объектов.
В частности, объектом любых наук о духе выступает текст, по-
этому здесь в наибольшей степени используются методы интер-
претации и истолкования текстов, целью которых является пони-
мание. «Понимание и истолкование — это метод, используемый
науками о духе. Все функции объединяются в понимании. Пони-
мание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе.
Понимание в каждой точке открывает определенный мир».
Поскольку Дильтей как философ сформировался в рамках
классической традиции, то он пытается построить методику пони-
мания по аналогии с методами познания иных наук. Так как лю-
бая рациональная деятельность реализуется в логических формах
мышления, то он пытается построить некую особую логику для
исследования наук о духе. Однако эта в целом сциентистская уста-
новка дополняется им обоснованием необходимости учета в ис-
следовании наук о духе проблемы бессознательности как одного
из важнейших факторов гуманитарной реальности (что и стано-
вится позже предметом особо пристального внимания философов,
занимающихся проблемой текста).
В результате методика понимания наряду с ее логическими ха-
рактеристиками и особенностями дополняется еще двумя компо-
нентами проявления жизни. Это, во-первых, поступки, совершая
которые, человек исходит не только из знания, но и из иных мо-
тивов. И, во-вторых, переживания, которые определяют глубину
восприятия человеком мира, других людей и т. д. Переживание ле-
жит в основе художественных форм самовыражения человека (ис-
кусство), где истинность в объективированном смысле недости-
жима, а оценка осуществляется с помощью иных категорий, на-
пример правды, лжи, эстетических оценок.
В более поздних работах Дильтей расширяет область действия
герменевтики, рассматривая ее не только как методику понима-
ния объективированных структур духовной жизни (тексты), но
как более общий метод понимания всех проявлений человеческой
духовности (поступки, жесты, мимика и пр.). Собственно говоря,
понимать мы можем все, что позволяет нам выявлять духовные
самовыражения исследуемого объекта. Общей базой, позволяю-
щей нам объективировать способы понимания, выступает язык,
точнее, язык данной культуры, который влияет на восприятие
и ретрансляцию информации о внешнем и духовном мире. Поэто-
му люди одной культуры, одного этноса могут понимать то, что
для людей иной культуры требует дополнительного истолкования.
Постепенно на базе идей Дильтея, особенно ее субъектив-
но-психологической части, развивается современная герменевтика,
которая реализуется уже как прямая антисциентистская мировоз-
зренческая позиция. Более того, Дильтею как основателю герме-
невтики ставится в упрек его слишком робкое отношение к клас-
сической философии, в частности к теории познания (Гадамер).
В онтологическом направлении развивает герменевтические
идеи М. Хайдеггер, взгляды которого в несколько ином аспекте
мы уже анализировали выше. Хайдеггеровское понимание герме-
невтики основано на понятии «жизнь», которая представляет со-
бой единство и однородность сознания и предмета. Она есть всег-
да некоторое субъективное истолкование, которого не существует
в реальности. Проблема поиска смысла решается философом че-
рез вводимую им диалектику чтения и понимания текста, когда
читающий еще до прочтения текста ожидает получить в результате
некий смысл.
Понимание, по Хайдеггеру, возможно только в языке, кото-
рый является сущностным свойством человеческого бытия. То
есть язык приобретает самостоятельное онтологическое качество,
является подструктурой бытия, а не просто свойством человека.
Соответственно и понимание трактуется Хайдеггером онтологиче-
ски. Это не столько результат языковой интерпретации, сколько
выявление общефилософского (онтологического) отношения
к бытию, к миру. Средством выявления этого отношения выступа-
ет философия.
И наконец, классическим выражением герменевтики стано-
вятся идеи немецкого философа X. Г. Гадамера (1900—2002).
Основные его сочинения: «Истина и метод», (1960), «Диалектическая
этика Платона», (1968), «Диалектика Гегеля» (1971), «Разум в эпоху науки»
(1976), «Актуальность прекрасного» (1985).
Он указывает на два основных направления, которые взаимо-
связаны постановкой задач, но различаются методами их реализа-
ции.
С одной стороны, герменевтика рассматривается как «истори-
ческая реконструкция» произведений искусства (Шлейермахер).
То есть это прежде всего метод эстетического анализа. Его цель —
воссоздать культурный контекст, в котором было создано произ-
ведение, так как именно это позволит понять его истинный
смысл. Однако такой подход таит в себе опасность, которая при-
суща всякой реконструкции прошлого, а именно опасность из-
Основные направления современной западной философии 227
лишней модернизации, когда смысл произведения детерминиру-
ется современными взглядами и потребностями.
С другой стороны, герменевтика трактуется не как некая ре-
конструктивная наука о прошлом, а, напротив, как наука о совре-
менности (Гегель). Поэтому понимание смысла возникает как
синтез истории и современности. Герменевтик должен не «вжи-
ваться» в авторский мир, а находить в нем современный смысл
и значение, актуализировать его для современника.
Как ученик Хайдеггера, Гадамер развивает его онтологические
идеи. Любое понимание базируется на особом состоянии созна-
ния исследователя, которое обозначается как «предпонимание».
Оно основано на совокупности культурных (общественных, этни-
ческих, религиозных и т. п.) традиций, внутри которых развивает-
ся личность, определяя сам характер будущего понимания, или,
по выражению Гадамера, «горизонт понимания». Традиции высту-
пают своеобразным методом внерационального, культурного
обоснования, так как они навязывают индивиду то понимание,
которое поколениями закрепилось в данной культуре. В этом пла-
не традиции выступают мощным фактором регуляции совместной
жизни людей. Человек сначала воспитывается в рамках традиций,
не подвергая их критическому анализу, и лишь уже позже, на зре-
лом уровне, может возникнуть проблема их анализа, критики
и даже разрушения. Таким образом, это базис культуры, ее кон-
сервативная часть, обеспечивающая преемственность. Иначе гово-
ря, традиция — это форма внеличностного авторитета, связываю-
щая историю и современность.
Формой выражения традиции выступают язык, текст, которые
и должны стать объектом герменевтических изысканий. Таким об-
разом, проблема понимания заключается в поиске смыслов, со-
держащихся в языке в виде переплетения субъективных и объек-
тивных предпосылок. Язык, по Гадамеру, есть мир, который окру-
жает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни
мышление, ни чувства, ни история, ни общество. Все, что связано
с человеком, находит свое отражение в языке. Язык есть не только
«дом бытия» (Хайдеггер), но и способ бытия человека, его сущно-
стное свойство. Язык является условием познавательной деятель-
ности человека. Таким образом, язык является существенным
свойством человеческого бытия, и понимание из модуса познания
превращается в модус бытия. Гадамер считает понимание момен-
том человеческой жизни.
В этом пункте Гадамер осуществляет решительный переход
к тому, что в центре герменевтического подхода находится диалог,
так как любое понимание является продуктом взаимопонимания.
Введение диалога в круг герменевтических категорий очень важно, так как это возвращает философию к античной традиции ее восприятия прежде всего как разговора между как минимум двумя субъектами (или целыми культурами, в рамках которых находятся данные субъекты). Философ должен быть существом говорящим и слушающим (вспомним искусство майевтики Сократа и его принципиальную позицию вести философские диалоги). Поэтому понимание есть схватывание момента жизни в процессе диалога.
Внимание к тексту как феномену философской и гуманитар-
ной рефлексии является существенным признаком современной
философии.