Расчет величины постоянных расходов (этап 11)

Постоянные расходы не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж, и это накладывает свою специфику на технологию их бюджетирования. В общем и целом постоянные расходы по принадлежности к стадиям кругообо­рота капитала подразделяются на:

• общехозяйственные (административные) расходы;

• общие коммерческие расходы (имиджевая реклама, фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта и пр.).

Основой бюджетирования постоянных расходов является гметное планирование по центрам ответственности (мы уже вкратце осветили суть данной технологии при рассмотрении планирования потребности во вспомогательных материалах). Лишь небольшая часть постоянных расходов калькулируется чисто расчетным путем (например, амортизация здания заво­доуправления).

Сметное планирование имеет два основных варианта:

• планирование на основе приростного бюджета или бюд­жета, основанного на достигнутом уровне (ordinary incremental budget). Приростной бюджет учитывает бюд­жет (смету затрат подразделения) предыдущего периода и результаты его выполнения. Бюджетные показатели ус­танавливаются в соответствии с результатами прошлого и перспективами следующего бюджетного периодов;

• планирование на основе бюджета с нулевой точки (zero-base budget). Здесь при разработке бюджета не принима­ются во внимание показатели прошлых периодов, как если бы бюджет разрабатывался впервые. При несомненных достоинствах данного метода (ревизия необоснованных расходов прошлых лет) он часто неприменим при крат­косрочном бюджетном планировании. Дело в том, что ряд статей постоянных расходов имеет большие трансакционные издержки. Допустим, нельзя уволить половину вы­сококвалифицированного персонала управления марке­тинга и сбыта на квартал, а затем так же легко принять данных сотрудников обратно на работу. В чистом виде бюд­жетирование с нулевой точки встречается достаточно ред­ко, в особенности в России, где трансакционные издер­жки по трудовым ресурсам особенно велики.

При любом варианте сметы затрат подразделений, состав­ленные на основе их целевых планов развития, утверждает со­ответствующая управленческая служба предприятия (как пра­вило, планово-экономическое управление).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: