Запасов готовой продукции (этап 2)

На основе целевого объема продаж определяются производ­ственный план (объем и номенклатура товарного выпуска) и уровень конечных запасов готовой продукции (этап 2).

Под «товарным выпуском» понимается число единиц гото­вой продукции, полностью укомплектованной и сданной на склад для последующей отгрузки покупателям. В дальнейшем, для простоты изложения, определение «товарный» может опус­каться (в таких показателях, как объем выпуска и себестои­мость выпуска). Кроме товарного выпуска, существует и поня­тие валового выпуска, которое вводится на этапе 3 бюджетного планирования.

Производственный план зависит от:

- планового объема продаж;

- величины запасов готовой продукции (товарных остат­ков),

- соотношение объемов реализации, выпуска и величины то­варных остатков можно выразить следующим равенством:

Прогнозный объем продаж (в том числе в разрезе отдельных видов продукции) рассчитывается на предыдущем этапе разра­ботки проекта сводного бюджета. Мы уже отмечали, что при текущем (краткосрочном) бюджетном планировании существует принципиальное отличие в подходе к планированию объема выпуска между предприятиями серийного и массового произ­водства и предприятиями, работающими «на заказ». Для первых исходными бюджетными параметрами являются физический объем продаж и физический объем выпуска (которые в крат­косрочном периоде по большей части автономны, то есть неза­висимы друг от друга), а расчетным параметром является, со­ответственно, целевой уровень товарных остатков. Для пред­приятий, работающих на заказ (а таких большинство), ситуа­ция иная. Здесь сформированный пакет заказов (то есть бюджет продаж) непосредственно определяет план производства, ко­торый является, таким образом, расчетным параметром, а ис­ходными параметрами будут целевой объем и структура продаж (этап 1) и целевой уровень товарных остатков.

Товарные остатки на начало бюджетного периода являются известной величиной. Таким образом, для расчета плана произ­водства необходимо скалькулировать целевую величину товар­ных остатков на конец бюджетного периода. После этого вели­чина и структура выпуска выводятся чисто расчетным путем.

Определение целевой величины товарных остатков — доста­точно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод—издержек», зави­сящих от изменения величины складских запасов готовой про­дукции (англ. «benefit-cost approach»). Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, при­чем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие — уменьшаются. В этой связи задачей компании явля­ется нахождение приемлемого оптимума между издержками со­держания запасов и издержками функционирования без запа­сов или с низким уровнем запасов, то есть расчет такого целе­вого уровня товарных остатков, при котором совокупные из­держки являются наименьшими.

Методология определения целевого уровня в общем анало­гична для запасов готовой продукции и запасов материальных

оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих). Су­ществует ряд прикладных моделей определения оптимального (целевого) уровня остатков, самыми известными из которых являются модель EOQ (для запасов сырья и материалов) и модель EPR (для запасов готовой продукции). Данные модели подробно освещены в главе 6, параграф 6.4. В данном же параграфе мы изложим общий методологический подход определения целевого уровня запасов на основе применения принципа сово­купных «выгод-издержек».

К основным категориям издержек, которые возрастают при увеличении товарного остатка, относятся:

потеря процента от иммобилизации ресурсов компании (иммобилизационные издержки). Иммобилизационные издер­жки относятся к категории так называемых вмененных зат­рат (opportunity costs). Данное понятие характеризует упу­щенные выгоды предприятия вследствие отказа от аль­тернативных направлений использования ресурсов. Так, ресурсы предприятия, «связанные» в переходящей (то есть устойчивой) величине товарных остатков, «выключены» из оборота компании. При иных вариантах использования эти ресурсы могли бы быть в виде денежных средств по­ложены в банк и приносить процент; либо же сокраще­ние устойчивого товарного остатка повысило бы величи­ну «работающих» активов компании — тогда показателем вмененных затрат является упущенная прибыль от возмож­ного увеличения оборотов (объемов деятельности). Обыч­но величина иммобилизационных издержек рассчитыва­ется по наиболее безрисковому доходному вложению им­мобилизованных ресурсов (текущий вклад в банке с воз­можностью оперативного изъятия);

издержки по хранению;

• издержки по страхованию;

• возможные убытки от устареваемости запасов;

• и др.

Издержки, которые убывают по мере увеличения товарного остатка, включают в себя:

возможные убытки от потери расположения потребителей. Неспособность оперативно выполнить заказ покупателей вследствие недостаточного уровня запасов готовой про­дукции может означать потерю не только этого заказа, но и будущих заказов также. Значимость этого зависит в большой степени от специфики деятельности и от относи­тельной рыночной силы продавца и покупателя;

возможная упущенная выгода от потери гибкости. При крат­косрочном изменении рыночной конъюнктуры компания может упустить дополнительную прибыль вследствие от­сутствия достаточного уровня запасов готовой продукции. Например, это может произойти при резком краткосроч­ном «всплеске» цен по отдельным видам реализуемой продукции;

• и др.

Отметим, что часть вышеперечисленных издержек носит ве­роятностный и косвенный характер, то есть с трудом поддается формализации (например, издержки потери расположения по­требителей). В этой связи на практике четкого математического решения задачи определения целевых остатков готовой продук­ции, как правило, не существует (прикладные модели типа EOQ и EPR основаны на формализации лишь наиболее существен­ных видов издержек). Тем не менее, на основе интуиции, пред­шествующего опыта, с частичным применением математичес­кого аппарата, управленцы промышленных предприятий могут планировать оптимальный уровень запасов, руководствуясь имен­но методологической базой сопоставления различных выгод и издержек, связанных с изменением величины складского ос­татка. Пример «идеального» математического расчета целевого уровня товарных остатков приведен ниже.

Допустим, наиболее вероятный эффект изменения различ­ных видов затрат, связанных с изменением среднего уровня за­пасов готовой продукции, можно описать следующим образом:

а) издержки по хранению:

с = 50 + 2х, где с — уровень издержек;

х — величина запасов в физическом выражении; 50 — первоначальный уровень издержек (условно-постоян­ные издержки минус зарплата кладовщика); 2 — прямые (переменные) издержки по хранению едини­цы запасов;

б) издержки по страхованию:

с = 4х;

в) издержки процента:

с = 5х,

где 5 — процент по краткосрочному займу для финансирова­ния единицы запасов;

г) издержки от потери расположения потребителей (ступен­чатый график):

до х =15 с = 200

при х >15 с = 100 (предприятие, в основном тор-

гует в розницу, производственный цикл достаточно короткий и вероятностные издержки от возможного временного дефицита ютовой продукции оцениваются именно таким образом);

д) издержки от возможной упущенной выгоды (потеря гиб­кости):

при х>20 с = 0

при х<= 20 с = 200 — 10х

Графическое решение задачи определения оптимального уров­ня запасов приведено на рисунке 3.

Рис. 3. Определение оптимального уровня запасов

Как видно из этого графика, оптимальный уровень запасов равен 15. При этом издержки становятся минимальными (365 руб.)

Эту же задачу можно решить алгебраически. Функция общих издержек равна:

• на промежутке 0-15 с = 450 +х, min (0,450)

• на промежутке 15-20 с = 350+х min (15,365)

• на промежутке свыше 20 с = 150 +llx min (20,370) Отсюда минимальный уровень издержек достигается в точке

(15,365).

После решения задачи определения целевого уровня запасов можно рассчитать план производства (товарного выпуска) пред­приятия (см. таблицу 4).

Таблица 4. Проект плана производства (товарного выпуска) завода «Красная Пресня» на II квартал 2003 г.

  Продукт «Альфа» Продукт «Бета»
1. Начальный уровень запасов готовой    
продукции, шт. 4 000 2 000
2. Прогноз объема продаж, шт. 20 000 10 000
3. Целевой (конечный) уровень запасов    
готовой продукции, шт. 2 000 3 000
4. План товарного выпуска    
((2)+ (3)-(1), шт. 18 000 11 000

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: