Стимул-реакция

Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состояние, а больше - внешние стимулы.

С этой теорией и связана рационалистическая модель школы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, иными словами школа - это образовательный механизм адаптации к среде.

Сторонники такой модели любят определение школы как фабрики, для которой сырье и результат обработки - это учащиеся. Они - готовый продукт для жизни.

Ведущий принцип образования - регулирование внешних условий процесса и реакция на него учащихся, вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар (т. е. набор способов поведения).

Цель школы - сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Причем термином «поведение» обозначаются «все виды реакции, свойственных человеку, - его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер).

Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования оптимального поведения учащегося. Главный девиз: «Школа - это фабрика, для которой учащиеся - «сырье».

Технократизм рассматриваемой парадигмы определяет необходимость формулирования и детализации целей обучения таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, язык «измеряемых единиц поведения». Р. Мейджер был первым, кто перевел науку на язык поведения. По его мнению, это обогащает и ученика, и учителя. Если даже все сделает учитель, то на долю ученика останутся координация и контроль. Основными методами обучения Мейджер считает научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировку.

Американский психолог Б. Скиннер ввел понятие «социальная инженерия». Он раскрыл смысл поведения. Поведение - это все виды реакций, свойственных человеку, т. е. его

В соответствии с этим предлагается и структура обучения. Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций:

- Как звонить по телефону?

- Как говорить с больной матерью?

- Как «выкрутиться» при незнании ответа на вопрос?

Это трудная, но интересная задача. Например, Б. Блум рекомендует по химии следующие интеллектуальные операции: знания, понимание, анализ, применение, синтез (всего 5 уровней-операций).

Любой раздел химии должен быть усвоен на одном или нескольких уровнях (операциях). Для этого надо иметь измеряемые единицы поведения. А развитие, а творчество ученика? Возникает проблема шаблона и «натаскивания».

Отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения знаний. Одно из условий - неограниченность срока обучения.

Основные фазы (структура) обучения:

1) планирования обучения на основе эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;

2) диагностическая: нужна предварительная диагностика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся;

3) рецептурная: предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определение условий и подборформирующих воздействий;

4) организационная: учащимся разъясняют, что они должны знать, т. е. цели обучения, и проводится практический тренинг;

5) оценка результатов обучения и их сопоставление с первоначально намеченным эталоном; опять-таки проводится тестирование.

Итак, тренинг, индивидуализация, диагностика и отсутствие жесткого лимита времени - вот главные условия полного усвоения знаний.

С этой концепцией связана концепция Б. Блума, суть которой - в достаточно оптимистическом подходе к учащимся. Он считает, что почти все дети не только могут успевать, но и успешно учиться. Оптимальные способности ученика определяются в соответствующих условиях и при его собственном темпе обучения.

Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные (~ 5%); они не могут усвоить знания даже при большом сроке обучения;

- талантливые (~ 5%), учатся в очень высоком темпе;

- обычные учащиеся (~ 90%). Их способности определяются затратами учебного времени.

Все это и легло в основу концепции Б. Блума, что примерно 95% учащихся усвоят все содержание обучения при снятии временных рамок и соответствующем подходе к обучению.

Особенности концепции полного усвоения знаний учащимися по Блуму:

- фиксация учебных результатов на высоком уровне, обязательная для всех учащихся;

- различия в учебных результатах будут замечены за пределами этого общего высокого результата;

- учитель должен проникнуться мыслью, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его обязанность - организовать учебный процесс.

Методика состоит в следующем:

1. Точное определение критерия полного усвоения для всего класса, всего курса, на основе которого учитель составит перечень конкретных результатов обучения, которые надо получить. На этой основе составляют тесты.

2. Выделяются учебные единицы, т. е. целостные разделы учебного материала. Затем опять выявляются результаты их усвоения, составляются текущие тесты (не влияющие на итоговую оценку). Назначение этих тестов - коррекционное (для учителя).

3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения. Затем - снова тестирование. Оценка полноты усвоения материала по всему курсу.

Важно разъяснить каждому учащемуся значение оценки, как и цели обучения.

В книге «Таксономия целей воспитания» Б. Блум предлагает следующие категории целей:

- знание,

- понимание,

- применение,

- анализ,

- оценивание.

Интенсивное развитие способностей средних и слабых учащихся - главный смысл концепции Блума.

Вообще-то между разными теориями, концепциями, парадигмами нет жесткой грани.

Что такое «знания»?

Это:

То есть те, кто дает знания, не знают, что такое знания.

Знания - это факты, понятия, правила, принципы, закономерности, законы, идеи, теории.

Здесь составные распределены по степени обобщенности материала.

Существует мнение, что в Австралии, Бельгии, США, республике Корея, эффективность такой системы оправдывает себя в 5- 8 классах. В массовых экспериментах в Корее из 70% учащихся были достигнуты такие высокие результаты, как при обычной системе - у 10% учащихся.

В СССР эту концепцию наиболее активно использовали в Эстонии. Но парадигма развивающего обучения пришла в противоречие с концепцией рационалистической. Поэтому эстонцы кое-что объединили в одно целое, добавив в рационалистическую концепцию возможность развивающей деятельности. И они стали говорить об обязательном минимуме знаний, особенно по гуманитарным дисциплинам. И время обучения эстонцы ограничивали. Успеваемость возросла на 60%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: