Признаки новой школы

Сейчас в российской системе образования возникла многоцветная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы:

• массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей. Но и эта школа стремится обеспечить раннее развитие детей, дифференциацию обучения, имеет классы педагогической коррекции, компенсирующего обучения, классы повышенного педагогического внимания, «казачьи» классы, а на старшей ступени - профильные классы;

• элитарные школы для одаренных, способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии (школы гуманистического направления). Бывают классические и реальные гимназии. В реальных гимназиях гуманитарные дисциплины даются в том же объеме, что и в классических, а предметы естественно-научного цикла - более глубоко. Иностранные языки в реальных гимназиях изучаются только современные. Классические гимназии готовят своих выпускников для университетов, а реальные - преимущественно для технических и сельскохозяйственных вузов. К числу старейших классических гимназий относится Таганрогская (1806), реальных - Новочеркасская (1805);

• школы-академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность. В них осуществляется развитие и поддержка одаренности, дается установка на продолжение образования в высших учебных заведениях;

• лицеи. Это школы для старшеклассников (9-11-е или 10-11-е классы). Профильные учебные заведения, осуществляющие довузовскую подготовку. Обычно лицеи возникают при крупных вузах и могут быть как одно-, так и многопрофильными. Традиции лицейского образования в России довольно богатые: уже в XIX в. в стране было 5 известных лицеев - Царскосельский, Ярославский, Одесский, Каменецкий (в г. Каменец-Подольский) и Нежинский (где учился Н. В. Гоголь);

• школы углубленного развития детей в области какого-либо цикла учебных дисциплин: школы природы, школы здоровья, художественно-промышленные школы, школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно-эстетического цикла; физические, архитектурные школы. Образование профильное с 1-го по 11-й класс;

• школы, тип которых определяется не содержанием, а избранной технологией образования. Например, школа личностно ориентированного обучения, школа дифференцированного обучения, пенитенциарная школа при исправительном учреждении (где отдается приоритет воспитательной составляющей образования);

• школы европейского типа. Например, Вальдорфская школа (в 20-е гг. прошлого века в Германии Штайнер создал школу свободного развития); школа предметно-чувственного развития Монтессори (обращенность к сенсорному развитию); школа Ховарда («школа завтрашнего дня»). Эти школы немногочисленны. Например, в миллионном Ростове-на-Дону из 117 городских школ функционирует только 1 школа завтрашнего дня.

• Сохраняются и традиционные образовательные структуры для детей с ослабленным здоровьем (санаторно-лесные школы), для детей-инвалидов, для детей с физическими недостатками - школы слепых и слабовидящих, школы глухих и слабослышащих и др. Обычно это школы-интернаты.

Степень развития системы неординарных школ зависит от многих факторов: от наличия в регионе высших учебных заведений (особенно педагогических), от творческой инициативы и уровня общей культуры руководящих работников районных и городских отделов образования, от инициативы и уровня педагогической культуры администрации школ и даже образовательного ценза родителей учащихся: переводу школы в статус экспериментальной площадки предшествует, как правило, диагностика их готовности к эксперименту. Например, в Южном Федеральном округе большая инновационная работа ведется в образовательном пространстве Волгоградской и Ростовской областей, но довольно слабая - в Краснодарском крае. Из трех крупнейших провинциальных городов Ростовской области заметна инновационная деятельность в школах Таганрога, слабее она поставлена в г. Шахты и практически не ведется в Новочеркасске, хотя там на 180 тыс. жителей имеется 4 вуза, 13 колледжей и только в одном техническом университете обучается 22 тыс. студентов.

Однако при всем многообразии типов общеобразовательных школ, сложившихся к 2001 г. в России, не решена главная образовательная проблема - создание модели русской национальной школы. Вероятно, одной из главных причин ее нерешенности следует назвать отсутствие официально объявленной и принятой большинством народа национальной идеи. Даже Национальная доктрина образования, о которой в средствах массовой информации так много говорилось на грани XX-XXI вв., осталась не более чем канцелярским документом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: