Витагенная педагогика

Витагенное обучение («vita» - по-латински «жизнь») - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Опора на жизненный опыт учащихся всегда была в центре внимания российской педагогики, но в последнее десятилетие XX в. витагенные педагогические технологии обрели особую актуальность вследствие массовой децелерации детей. Они представляют несомненный интерес не только в классах повышенного педагогического внимания, но и в классах освоения государственного стандарта знаний и даже в классах одаренных детей.

Академик Академии педагогических и социальных наук А. С. Белкин рекомендует четко различать два понятия: опыт жизни и жизненный опыт. Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.

Переход витагенной информации в витагенный опыт происходит на нескольких стадиях и разных уровнях.

Стадии:

• первичное восприятие витагенной информации, нерасчлененное, недифференцированное;

• оценочно-фильтрующая стадия, когда личность определяет значимость полученной информации;

• установочная, когда личность либо стихийно, либо осмысленно создает установку на запоминание информации с каким-то сроком «хранения», зависящим от ее значимости, жизненной и практической направленности.

Все это и определяет уровни усвоения витагенной информации:

1 - операционный (установка на слабое запоминание, так как информация несет малое значение для самореализации личности в образовательном процессе; это запоминание «на всякий случай»);

2 - функциональный (установка на более длительные сроки хранения информации);

3 - базовый (установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе).

Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.

Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:

1. Опора на жизненный опыт ученика - главный путь превращения знаний в ценность.

2. Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе.

3. Жизненный опыт должен использоваться многомерно.

4. Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.

Проанализировав двенадцатилетний опыт ростовской СШ № 2 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, являющейся базовой площадкой Ростовской академии архитектуры и искусств, мы считаем оправданными и востребованными следующие витагенные педагогические технологии:

• творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого - формирование у учащихся художественного языка и образа эпохи, навыков ее многоаспектного изображения. В этом помогают различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);

• творческое моделирование заданных образов. Например, учащиеся различными изобразительными средствами и техниками должны создать образ Весны, Юности, Матери-Родины, Победы и др.;

• витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Например, на уроке литературы пишут сочинение на тему «О чем поет лесной ручей?», «Что рассказала мне веселая синица?», «Откуда прилетел беснующийся ветер?» и др. Учащимся может быть дано домашнее задание (типа вузовской курсовой работы) на тему: «Я - старый дом», «Я - плакучая ива», «Я - степной орел». Вхождение ребенка в образ живой или неживой природы побуждает его искать в своей памяти мельчайшие детали виденного когда-то ранее, развивает его эмоциональную сферу, наблюдательность;

• иллюстрирование произведений художественной (и даже технической) литературы. В ростовской школе № 2 несколько лет назад шестиклассникам было предложено проиллюстрировать произведение И. С. Тургенева «Муму», выбрав любой фрагмент сюжета. Несмотря на усталость (синхронный урок литературы и изобразительного искусства длился 3 часа), дети настолько увлеклись, что просили продлить занятие еще на час для полного завершения работы. Итогом явилась выставка (все рисунки на ней были экспонированы по логике сюжета), которая могла бы стать украшением любого музея.

Осенью 2000 г. учащиеся этой же школы создали макет космической станции, используя книгу «Станции в космосе», изданную АН СССР в 1960 г., и современные газетные публикации. Эта работа учащихся получила награду, заняв первое место на областном конкурсе художественного творчества;

• прием витагенного анализа. На уроке живописи учитель дает тему «Осень в городе» и предварительно - психоэмоциональную установку. На вопрос «Чем отличается осень в городе от осени в деревне или в лесу?» один из первоклассников отвечает: «Осенью в городе дворники много бранятся».

- Почему?

- Потому что много листвы подметать приходится, а в деревне и в лесу асфальт никто не подметает.

Так наблюдательность помогла малышу создать интересное произведение: «Осень в городе. Недовольный дворник»;

• прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели широко используется в курсе «История архитектуры» (раздел «Реставрация памятников архитектуры»). Зная характерные черты и детали того или иного архитектурного стиля и даже наблюдая их на сохранившихся зданиях, ученик может воссоздать утраченные детали фасадов и интерьеров зданий и сооружений.

Мы назвали то специфическое, что является востребованным в цикле дисциплин художественно-эстетического цикла. Но есть и универсальные приемы, оправдывающие себя в любом образовательном учреждении, в том числе и в архитектурной школе. К ним можно отнести:

• прием ретроспективного жизненного анализа (учитель делится с детьми своим личным опытом и учит их «на будущее»);

• прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся (постановка вопроса «Что вы знаете о...?»);

• прием опережающей проекции преподавания (заявление учителя типа «Скоро вы узнаете о...»);

• прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций (есть не что иное, как синхронные и интегрированные уроки - истории и математики, литературы и музыки, географии и экологии и др.);

• прием интегрирования витагенных знаний с образовательными, между которыми обычно существует некоторое расхождение. Задача учителя - научить ребенка использовать свои аналитические способности и умения, соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы.

• витагенная аналогия.

Многолетняя практика использования витагенных педагогических технологий в ростовской СШ № 2 показывает, что такие приемы помогают учителю сделать уроки интересными, повышают мотивацию обучения и способствуют учащимся в обретении себя. Обслуживая сложнейший социум (старые кварталы Ростова, настоящее «социальное дно», где дети нередко не видят не только хорошей пищи, но и не знают доброго слова), СШ № 2 по своим академическим и творческим показателям является одной из ведущих не только в Кировском районе, но и в городе. С мая 2001 г. это образовательное учреждение стало школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук.

Исследования по педагогике «счастливых семей» доказывают, что не прерывается «связь времен» в тех случаях, когда опыт старшего поколения культивируется как ценность, а не как источник информации.

Академик А. С. Белкин выделил семь основных условий, обеспечивающих успешную передачу витагенного опыта одного поколения другому. Они определяются прежде всего типом взаимоотношений в семье: консультативный, партнерский, нейтральный, негативный, конфликтный.

Условие первое. Признание за детьми права на «суверенитет личности», т. е. права на ценностное отношение старших к жизненному опыту, право на тайну, на сокровенные движения чувств.

Условие второе. Выбор правильной педагогической позиции родителями, исключающей крайности педоцентризма или эгоцентризма, т. е. обеспечение процесса воспитывающей инверсии.

Условие третье. Ценностное отношение родителей к собственному витагенному опыту. Нахождение в нем гуманистических позитивно направленных тенденций. Раскрытие законов педагогической инверсии по формуле: «Я добрый не потому, что добр, а потому, что делал добро».

Условие четвертое. Создание в семьях культа предков. Изучение генеалогии семей; беседы о добрых, известных делах старших поколений, почитание выдающихся представителей семейного клана.

Условие пятое. Постоянное информирование детей о собственных жизненных проблемах, о путях их решения. Выбор правильных акцентов изложения информации, т. е. без назидания, упреков, противопоставления.

Условие шестое. Включение детей в обсуждение существенных проблем семьи не только с правом совещательного, но и решающего голоса.

Условие седьмое. Постоянное взаимодействие с педагогическими коллективами дошкольных и школьных коллективов, воспитывающих уважительное отношение к опыту предшествующих поколений в рамках образовательного процесса.

То есть жизненный опыт старшего поколения - непреходящая ценность семейного воспитания.

Студент, настроение которого в большинстве создается обстановкой, на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное... Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых рваной клеенкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: