Нездоровые тенденции в обществе

В последнее десятилетие XX в. в результате проявления массовой алкогольной и наркотической зависимости населения, ухудшения экологической ситуации и социальной фрустрации в России четко наметилась драматическая тенденция - снижение интеллекта. По исследованиям центра психологической диагностики Советского района г. Ростова-на-Дону, индекс интеллекта IQ у выпускников школ (9-е и 11-е классы) ежегодно снижается на 1-3%. Примерно такой же процент роста дефектов интеллекта, эмоциональной сферы и моторики руки у поступающих в 1-й класс регистрирует ежегодно, например, психолого-логопедическая служба экспериментальной ростовской СШ № 83 Железнодорожного района. Зав. кафедрой педагогики Новочеркасского промышленно-гуманитарного колледжа О. А. Максимова выявила ежегодное снижение подготовленности абитуриентов к обучению в НГПК на 3-5%.

Явление массового торможения в интеллектуальном развитии детей и подростков получило название децелерации. Децелерация - это объективная реальность, не считаться с нею - преступление. Поэтому уже несколько лет в крупных городах создаются не только специальные школы-интернаты для умственно отсталых детей, но и в обычных школах - классы повышенного педагогического внимания (ППВ). Основанием служат результаты психолого-педагогической диагностики. Там, где контингент учащихся в параллели обучения невелик и классы ППВ выделить невозможно (их наполняемость должна быть 12-18 человек), разрабатываются специальные методики обучения.

Уровень подготовки детей к начальному образованию в наши Дни редко превышает 25%, зато существенно растет процент детей, нуждающихся в логопедической помощи (табл. 4).

Таблица 4

Контингент первоклассников, нуждающихся в логопедической помощи, в % (исследования логопеда СШ № 95 г. Ростова-на-Дону Н. Е. Земской)

Сроки диагностики Нарушение звукопроизношения Снижение фонематического слуха Бедность словаря
сентябрь 1995      
сентябрь 1999      

Примечание: СШ № 95 по всем учебным, демографическим и социальным показателям является среднестатистической в г. Ростове-на-Дону, уступающем в масштабах России по интеллектуальному потенциалу только Москве и Санкт-Петербургу.

Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:

- массовая алкоголизация и наркотизация населения;

- злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов,

- некачественное питание беременных;

- последствия Чернобыльской катастрофы;

- «афганский» и «чеченский» синдром;

- телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины - часто не лучшего по генофонду).

Еженедельник «Семья» еще в 1990 г. сообщал, что в России каждый пятый родившийся ребенок - больной; из них 5-8% имеют наследственную патологию, 1% - врожденные аномалии.

В одной из передач по НТВ 22 мая 1997 г. прозвучало, что около 30% детей России являются исключительными (так «мягко» по рекомендации В. П. Кащенко мы называем детей с различными психическими дефектами - интеллекта, речи, моторики руки, эмоциональной сферы). Исследования Института детства Российского детского фонда показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% они отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

На этом фоне резко ухудшились межличностные отношения. Бесчеловечность, зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, предательство, наглость, жадность, грубость, глупость, как показывают исследования того же Института, - серьезная причина для драк между подростками.

Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составляют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобщественных акциях и социальных конфликтах; пополняют ряды теневого бизнеса, рэкетиров; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.

Такие нездоровые тенденции определяются, несомненно, социальной фрустрацией: неопределенностью будущего, невостребованностью личности, социальной незащищенностью как взрослых, так и детей. На наш взгляд, есть еще более глубокие причины утраты мотивации обучения и личностного роста. По исследованиям Института детства, 14% подростков признаются, что они «глубоко одиноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах.

Отсюда вытекает важность новых педагогических технологий, гарантирующих повышение мотивации обучения, гуманизацию межличностных отношений, актуализацию знания как ценности, повышение индекса интеллекта и духовности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: