Лекция 15. Послания святого апостола Павла

Апостол Павел - одна из самых выдающихся фигур раннего христианства. Некогда яростный гонитель христиан, он впоследствии стал неутомимым миссионером Евангелия.

Влия­ние этого «апостола язычников» на церковь было широким и постоянным. Отметим хотя бы следующие два факта:

1) Павел основал целый ряд новых общин в Малой Азии, Ма­кедонии, Греции и других странах.

2) Павел написал серию посланий, которые теперь составляют примерно четверть Нового Завета. Из всех новозаветных авторов он уступает только Луке по количеству написанного[1].

Богословие в эпистолярном наследии апостола показывает, что Павел был хорошо знаком с Ветхим Заветом. Ветхий Завет сформировал у него ряд базовых религиозных понятий:

1. монотеизм;

2. вера, что спасение состоит в обладании праведностью перед Богом;

3. идея жертвы за грехи;

4. учение о грядущем Суде, телесном воскресении и мессианские пророчества;

Вполне естественно, что свою новообретенную веру Павел ос­мыслял именно в этих категориях. Но какой же была сама эта новая вера? Что владело умом и сердцем бывшего гонителя?

1. Павел уверовал, что Иисус из Назарета жив. Распятый Мессия более не мертв: он есть живой Господь и Владыка. Во время обращения на дороге в Дамаск Павел осознал это с такой си­лой, что вера не покидала его и впоследствии. Все его посла­ния пронизаны уверенностью в живом присутствии воскрес­шего Христа Владыки.

2. Ключевое значение в своем призвании апостол придавал милости Божьей. Соблюдением Закона Моисеева Павел не только не заработал статус перед Богом, но и впал в тяжкий грех - гнал учеников Иисуса. Никаких заслуг: Павел не выби­рал Бога, - Бог сам его избрал; и Бог не наказал его за враж­ду делу Христову, но помиловал его.

Вокруг этого вращалось все Павлово богословие. Перемена, происшедшая с Павлом, имела важные последствия: он осознал, что место человека пред Богом не определяется тем, сколь ус­пешно он соблюдал ветхозаветный Закон. А значит, от язычни­ков, которые не следовали иудейским заповедям, касающимся субботы, кошерной пищи и разного рода юридических мелочей, не закрыта милость Божья[2].

Основывая церкви в ходе миссионерских путешествий, Па­вел впоследствии старался следить за духовным ростом новых общин. Для этого он навещал их и/или писал им письма. По своей форме эти письма аналогичны обычным свет­ским письмам того времени.

Последние обычно строились по такому плану: сначала вступление (с указанием имени автора и адресатов), затем основная часть и заключение (с прощанием и часто приветами от друзей). У Павла, однако, мы находим и специфически христианские особенности. Например, вместо нерелигиозного пожелания «здравия» он начинает послания словами: «Благодать и мир» [от Бога и Христа - адресатам]. В заключении же он превращает светскую формулировку в какую-либо форму благословения, например: «Благодать Господа наше­го Иисуса Христа да будет с вами». В большинстве Павловых по­сланий главная часть включает два раздела: о вероучении и о практических проблемах адресатов[3].

Свои письма Павел обычно диктовал секретарю. В Рим. 16:22 секретарь добавляет приветствие от себя, и мы узнаем, что его зовут Тертий. Без сомнения, Павел жестику­лировал, говорил то быстрее, то медленнее, по мере того как формулировал свою мысль. Читая его письма, интересно стро­ить догадки, где апостол делал паузы, где - большой перерыв (скажем, чтобы возобновить диктовку на следующий день). Этим можно объяснить, например, неожиданный разрыв в рас­суждениях после Флп. 3:1.

В античности профессиональные секретари пользовались одной из систем греческой скорописи. Естественно, что впос­ледствии такую скоропись требовалось транскрибировать в обычный греческий шрифт. Поразительно, сколь тщательно Павел редактировал окончательный текст. В конце каждого по­слания он любил добавлять одно-два предложения, написав их собственноручно - в знак искренности и особой симпатии (1 Кор. 16:21; Кол. 4:18; 2 Фес. 3:17).

Не исключено, что Павел, по тогдашнему обыкновению, пере­писывал копию готового письма, чтобы иметь возможность справляться с текстом, сочиняя после­дующие послания.

Это помогает объяснить, например, опреде­ленное сходство идей и фразеологии в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Интересно, заглядывал ли Павел в книгу, когда цити­ровал Ветхий Завет, или же полагался на свою память? Судя по свободе, с которой он цитирует, адаптирует и сочетает тексты, можно предположить, что обычно он именно полагался на память. Цитаты из еврейского текста крайне редки; большей частью Па­вел следовал Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета)[4].

В античности не существовало почты в нашем понимании. Когда-то император Август учредил в Римской империи такого рода службу (cursus publicus), но она занималась официальной корреспонденцией, и частным лицам позволяли ею пользовать­ся лишь в исключительных случаях. Поэтому авторам личных писем приходилось полагаться на путешествующих друзей или специальных посланцев. Такое письмо берегли в архивах маленькой общины и регулярно перечитывали перед собранием. Очевидно, Павел хотел, чтобы адресаты делали ко­пии с посланий и передавали копии другим общинам[5].

Одна из характерных черт Павловой корреспонденции состо­ит в том, что он пишет как человек, наделенный властью, кото­рой адресаты должны повиноваться (1 Фес. 4:2; 2 Фес. 2:15; 3:6-14). Он предполагает, что его словам будет придаваться такой же авторитет, как и откровению Духа (1 Кор. 2:13) или заповеди Гос­подней (1 Кор. 14:37). Авторитет этот связан не с тем, что Павел стоит выше других, - напротив, он называет себя наименьшим из апостолов (1 Кор. 15:9) - но с поручением, которое он полу­чил от самого Иисуса Христа (Гал. 1:12)»[6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: