Сопоставление определений предмета психологии в различных психологических школах

Расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психологии следует по­нимать более широко, включая в него и внутренние субъективные фе­номены, и поведение человека, и феномены неосознаваемой психики.

Весь исторический путь научной психологии представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем:

— сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отно­шениях в окружающем мире;

— затем, во времена философской и религиозной мысли, предме­том психологии считалась душа, ее свойства и сущность;

— после Декарта психология, в течение почти двух веков, была психологией сознания;

— исследование бессознательного привело к тому, что предметом психологии стала глубинная область психики и влечения;

— исследование поведения привело к пониманию совокупности реакций организма как предмета психологии.

«Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чув­ственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отно­шений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы».

Первые представления о психике были связаны с анимиз­мом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взгля­дами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, уп­равляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древ­ности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоя­щее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Плато­ну который был учеником и по­следователем Сократа, душа — это что-то божественное, отли­чающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаи­моотношениях друг с другом.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» вы­делил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристо­тель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Ари­стотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не ка­кого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реа­лизовать себя.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Р.Декарт приходит к выводу о различии между душой и телом человека: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим.»

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В. Вундт – в 1879г. Открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Психология – это наука о структурах сознания – это направление назвали структурный подход.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам ХХ в. Эта психология сознания практически перестала существовать.

Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспо­собиться к различным ситуациям, либо повторяя уже вырабо­танные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология — это наука о функциях сознания», со­гласно функционалистам. Они использовали методы интроспек­ции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

Джеймс отразил в понятии «поток сознания» — процесс дви­жения сознания, непрерывное изменение его содержаний и со­стояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непро­извольными, вторые — произвольными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: