Расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, и поведение человека, и феномены неосознаваемой психики.
Весь исторический путь научной психологии представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем:
— сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире;
— затем, во времена философской и религиозной мысли, предметом психологии считалась душа, ее свойства и сущность;
— после Декарта психология, в течение почти двух веков, была психологией сознания;
— исследование бессознательного привело к тому, что предметом психологии стала глубинная область психики и влечения;
— исследование поведения привело к пониманию совокупности реакций организма как предмета психологии.
«Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы».
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Р.Декарт приходит к выводу о различии между душой и телом человека: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим.»
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В. Вундт – в 1879г. Открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Психология – это наука о структурах сознания – это направление назвали структурный подход.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам ХХ в. Эта психология сознания практически перестала существовать.
Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология — это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.
Джеймс отразил в понятии «поток сознания» — процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.